Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии Великой Субботы

X . Книга Бытия (XXII, 1—18)

   
 

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

 
 

Здесь о жертве Авраама говорится.

Великое испытание готово было великому доверию Авраама. Принести в жертву сына, которого так долго ждал отец, которого назвал своей радостью (Исаак — значит радость), который стал живым исполнением обетования Божия о грядущих многочисленных потомках, принести собственными руками! Вероятно, повеление прозвучало вечером, раз сказано: «востав утро...» Спал ли Авраам, сказать трудно, но что переживал — о том и говорить не нужно. Апостол Павел, говоря о вере Авраама, предполагает, что мысль о воскресении из мертвых сына своего могла утешить отца и утвердить в решении сделать все, что велит Господь (Рим. 4, 17; Евр. 11, 19). Авраам все переживал один, не говоря жене, щадя ее. Сарра, видимо, не досаждала ему расспросами, куда он собирается и зачем. Идти ему пришлось долго. К месту, указанному ему Богом, он пришел на третий день. Дрова он взял с собой, не зная, будет ли возможность найти их в незнакомом месте. Около указанного холма он оставил помощников подождать его с сыном, пока он помолится на горе (по преданию это та гора, на которой был впоследствии построен храм Соломона). Дрова пришлось нести сыну. Вопрос сына о жертве еще раз больно кольнул отца, но он не поспешил ни одним словом смутить мальчика, всю боль нес сам в душе, не подавая вида никому. Когда мальчик понял свою участь, то без звука, покорно дает себя связать и положить на дрова, не пытаясь спастись бегством. Мгновение отделяло намерение от действия, и в это мгновение Авраам услышал голос с неба как голос Божий, повелевающий не трогать сына, так как он уже доказал, что боится Бога и все для Него готов сделать. Исаака отец освободил, а запутавшегося в чаще овна принес в жертву. Подвиг веры Авраама завершается повторным благословением его потомков.

В Великую Субботу эта паремия читается потому, что жертвоприношение Исаака было прообразом жертвы Христовой. Как Исаак, Христос страдал без личной вины, с полной покорностью Отцу Своему. Как Исаак, Христос не потерял ничего для Себя, еще более прославился Сам и приобрел Себе множество верных. Как Исаака на третий день родители (особенно мать) встретили с радостью живым и здоровым, так и Церковь увидела Христа Воскресшим на третий день. Как жертва Авраама через Исаака низвела благословение потомкам, так и жертва Сына Божия привлекла благоволение Божие всем верующим во вселенной, где бы они ни жили и к какому народу ни принадлежали.

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU