В первой паремии говорится о путешествии израильтян после чудесной переправы через Чермное море в пустыню Суp. Место, где расположились евреи после чуда, так их поразившего, было прекрасным оазисом. Зеленый островок в пустыне с горьковатой, но сносной для питья водой давал небольшой отдых и, вместе с тем, настраивал на более трудное. Предстоял нелегкий путь по знойной пустыне. Нужно терпение и мужество, чтобы достигнуть свободной и достойной жизни в обетованной земле. Евреев испугали трудности, и они стали роптать на Моисея, выражая желание вернуться хотя и в рабство, но к сытой жизни, которая никаких внутренних задач перед каждым не ставит. Пустыня Сур, куда повел их Моисей, это пустынная земля, достаточно узкая, на восточном берегу Суэцкого канала. Первые дни народ утолял жажду запасной водой, когда же она кончилась, попробовали воды Мерры и стали роптать на Моисея, а значит и на Бога. Забыто было все: и недавнее чудесное избавление от власти фараона, и многие факты, всем известные, говорящие о милости Божией к народу. Истощилось терпение, погасло упование, осталось лишь глухое недовольство. Моисей стал молиться, и Бог указал ему на дерево (полено, ветви или жезл из него), которое надо было погрузить в источник, чтобы вода стала пригодной для питья. Теперь арабы не знают такого дерева, а во времена Моисея могло и быть (если судить по аналогии с предводителем испанцев во Флориде, который погрузил сасафрас в воду, и она через некоторое время стала пригодной для питья). Но если и росло тогда такое дерево, если знал о нем Моисей (когда сам жил в пустыне), все-таки для 2,5 миллионов человек и множества скота изменить вкус воды целого водоема можно было только чудом. Но зачем дерево нужно для чуда? Разве нельзя было одним словом, одним повелением Господним совершить чудо? Однако здесь впервые чудо соединило дерево с мыслью о спасительности прообраза Древа Крестного. Позже, в Новом Завете, Крест будет «хранителем всей вселенной», «утверждением верных». Пока же народ призывается навсегда соединить два понятия: крест (пока как прообраз) и спасение. Чудо это еще до Синая воспитывало в людях сознание необходимости хранить верность Богу, Который может все. Первоначально для воспитания постоянства в народе Бог обещает сохранить здоровье всех путешествующих. По свидетельству псалмопевца, во время путешествия по пустыне не было больных среди евреев.
На праздник Воздвижения Креста Господня читается это потому, что услаждение горьких вод Мерры прообразовало силу Креста Господня. Силой его преодолена самая едкая горечь, горечь смерти. Воскресением Христовым дарована верующим жизнь вечная.
Силой Креста Христова преодолена горечь неведения Бога (это и пребывание в язычестве, отпадение от веры, отрава неверием) как смерти душевной.
Силой Креста Христова преодолеваются и многие горести и беды в жизни, которые услаждаются молитвой.
Силой Креста Христова облегчается трудность борьбы с самолюбием, утверждается постоянство в подвигах самоотвержения. Преп. Нил Синайский говорил, что, слава Богу, есть «Крест Господень, которым можно усладить горькую воду твоего нрава».