И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Третья паремия говорит о славе Иерусалима, которая воссияет тогда, когда все вернутся из плена вавилонского. Врата Иерусалимского храма не будут закрываться, так многочисленны будут поклонники, которые толпами во главе со своими старейшинами, предводителями, царями придут поклониться Богу. То, что врата не будут затворяться, говорит о мире, когда нет необходимости в охране ворот. Упоминание о славе Ливана переносит к историческим подробностям восстановления храма в Иерусалиме, когда Кир отпускал для храма драгоценные породы деревьев: кедр, кипарис, сосну (или певг). Ливан славился кедрами особенно, потому упоминание о драгоценной древесине связывало с Ливаном. О восстановлении Иерусалимского храма есть свидетельство в Библии (1 Езд. III, 7). Храм стал местом поклонения не только тех, кто о нем заботился, но и их потомков, включая и потомков тех, кто разорял его. Здесь пророк Исаия переходит от славы храма земного к Храму Небесному, почитаемому как Град Господень, о котором сказано: «положу тя в радость вечную». Это уже о Церкви сказано, которая всех помнит, где никому не грозит забвение, которая не узнает опустошения, даже если временное разрушение и будет допущено в отдельных местах. Главное — дух веры и преданности Богу — Церковь сохранит до конца.
В день Воздвижения Креста Господня эта паремия читается потому, что слава Церкви — это слава Креста Господня. Сила Церкви — в силе pаспятого на Кресте Господа. Упоминание о драгоценных породах дерева (кедре, кипарисе, сосне) связано здесь с символом креста вообще, а в отдельности можно привести такие сравнения:
считалось издавна, что запах кедра прогоняет змей — Крестом Христовым, силой pаспятого на нем Господа, прогоняются злые помышления, наводимые демонами;
кедр был символом могущества, силы, красоты, устойчивости, сопротивляемости всем бурям — и Крестом Христовым укрепляется человек в бесконечном терпении;
из сосны делали лекарства, и потому она стала символом исцеляющей силы Креста Христова, когда гнетут душевные муки и терзают угрызения совести.