Вторая паремия опять возвращает нас к праведнику, уста которого «каплют премудрость». Здесь и указание на то, что праведник незримо сияет среди окружающих, каждое слово его, как капля живительной влаги на иссохшую землю. Здесь же и объяснение того, что праведник не спешит бурным потоком слов обрушить на слушающих множество высоких понятий. Нет. Каждое слово истинно праведного взвешено, полноценно, неспешно, без суеты и примеси человеческих страстей. Потому и дальше усиливается эта мысль: «Устне мужей праведных каплют благодати». Праведный, стяжавший благодать, становится проводником ее для всякого, кто общается с ним. В обращении с людьми такой никого не обидит, не унизит, не подчеркнет своего превосходства, не хвалится, не грубит, не допускает ничего, что могло бы хоть как-то огорчить другого.
Следующие строки другой главы Притчей сразу же нас ставят перед тем, что привычно людям, но мерзко пред Богом: «Мерила льстивая мерзость пред Господем». Здесь все, что меряется не по правде, — будь то обман в торговле неверными весами, будь то просто нарушение обещания, — вообще любой обман и любые его формы мерзки. Всякое притворство, вымогательство, вредительство людям, обман, ложь в любых видах потому так противны Богу, что не только заставляют одних страдать от других, но и разрушают доверие друг к другу. Этим подрывается искренность, уничтожаются многие добрые качества людей. Тот, кто боится верить людям, кто переживает боль от обмана или коварства, или даже от равнодушия других, будет страдать. Тех же, через кого «внидет досаждение», ждет бесчестие. Чем высокомернее и самолюбивее такой человек, тем ощутимее для него любое слово, не по нему сказанное. Он не будет никогда знать покоя душевного, потому что душа покойна только у смиренного.
Следующие четыре стиха продолжают ту же мысль: для благополучия внешнего, а тем более для душевного мира необходим честный путь труда и добросовестности. Кто ищет кривых путей, тот окончательно разорится.
«Умер праведный, остави раскаяние». Кто здесь каяться вынужден? Тот, кто лишился праведника. В чем же ему каяться? В невнимании к нему, в безразличии к тому, что Бог посылает миру праведников как свет Свой, чтобы люди любили свет и тянулись к нему. Обычно каждый мало ценит то, что имеет. Для контраста, чтобы еще больше подчеркнуть эту мысль, говорится о нечестивом, о тех, кого зовут обидчиками. Кто вынужден был терпеть от таких, тот со смертью их лишь вздохнет свободно, облегченно и постарается больше не вспоминать о таких.
«Правда непорочного исправляет пути». Чьи? Всех тех, кто привык к мысли, что жить по правде невыгодно, что правдой ничего не добьешься, что никто ее не оценит, что и вообще по правде не проживешь.
Пример праведника это противоядие таким укоренившимся мыслям. Постоянное внимание к правде жизни, к действиям по совести венчается от Бога; в то время как соблазненный идеей, обманом, ложью, хитростью добивается всего в жизни и в конечном счете будет несчастен здесь, на этом свете. Трудно будет ему надеяться и на оправдание перед Богом. Эта мысль варьируется в следующих стихах, пока не заканчивается восхвалением мужа праведного и мудрого, умеющего молчать. Молчать по смирению. Молчать, когда хвалится безумный. Молчать, когда его бесчестят. Молчать, когда кто-то спешит себя выставить на вид. Молчать, потому что в Боге вся его надежда и Господь не посрамит ни в сей жизни, ни в будущей.