Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


13 сентября ст.ст /
 26 сентября н.ст.
15 сентября ст.ст /
 28 сентября н.ст.
Старый стиль
14Сентябрь
Суббота Новый стиль)
27Сентябрь
Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Строгий пост.
Пища с растительным маслом.

Совершается служба великому праздникуВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПреставление свт. Иоанна Златоуста (407).

Леснинской (1683) иконы Божией Матери.

Евангельские Чтения

Утр. - Ин., 42 зач. (от полу́), XII, 28-36. Лит. - 1 Кор., 125 зач., I, 18-24. Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.

Некоторые особенности богослужения

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Совершается бденная служба праздника.

Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол.

История праздника.

Текст службы.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи, воззвах поются только праздникаMP3, на Слава и ныне - стихира праздникаMP3.

Из четырех стихир на Господи воззвах первая указывает на самое общее значение для нас напоминаемой воздвижением Креста страсти Христовой. Вторая стихира говорит уже не о страсти Христовой, а о самом Кресте, указывая на его постоянное и пространственно всеобъемлющее значение как победного знамени. Третья стихира еще более суживает рамки духовного созерцания, сосредотачивая его уже не на Кресте, а только на воздвижении его, которое возносит нас к небу, посему радует ангелов, нас же освящает. Наконец, стихира на Слава и ныне указывает на вечное и исконное значение "благословенного древа", которым осуществлена "вечная правда" и совершенно исправлен причиненный нам смертоносный вред.

Читаются три паремии праздника (Исх.MP3,Притч.MP3, Ис.MP3). В первой паремии повествуется о горькой воде и ропоте евреев в Синайской пустыне, во второй - о Божием наказании и вразумлении, в третьей - о спасении служащих Богу.

Совершается литияMP3.

Стихиры на стиховне - праздникаMP3, Слава и ныне – стихира праздникаMP3.

По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздникаMP3.

На утрене:

На Бог Господь поется тропарь праздникаMP3 (дважды), Слава и ныне - тот же тропарьMP3

По полиелееMP3, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражияMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен праздникаMP3.

По Евангелии — Воскресение Христово видевшеMP3 единожды.

По 50 псалме поется стихира праздникаMP3. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.

Каноны: праздника.

Поется катавасия праздника Крест начертав.

После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.

На хвалитех стихиры праздникаMP3, Слава и ныне - праздникаMP3.

После великого славословия — вынос Креста и поклонение ему.

В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста

На Литургии поются антифоны праздника (антифон 1MP3, антифон 2MP3).

Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Сразу после входного стиха – тропарь праздникаMP3 и кондакMP3.

Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людиеMP3.

Вместо Достойно поется задостойник праздника – припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице, рай...MP3» (до отдания).

Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.

В попразднство на Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.

Молитвы

Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.
Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Службы

Статьи на Православие.Ru

О некоторых особенностях иконографии Распятия

Виктор Кутковой

Сегодня общеизвестно, что человеку невозможно удержаться на кресте, если он прибит так, как Спаситель на иконах «Распятие». По следам крови на Туринской плащанице французский хирург Пьер Барбе доказал: в действительности распинатели вбивали гвозди между локтевой и лучевой костями предплечья, рядом с запястьем. Тем не менее, на православных иконах гвозди вбиты исключительно в ладони Иисуса. Все дело в том символическом смысле, который передает изображение на иконах.

Слово на Воздвижение Креста Господня

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя.

Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?

Церковь Воздвижения Креста Господня

Елена Лебедева

Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».

Воздвижение Креста Господня

Георгий Битбунов

После обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого совершать чин воздвижения Креста. Смысловой центр праздника, безусловно, благоговейное почитание Креста. «Кресте Христов, защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» (преподобный Феодор Студит).

Воздвижение Животворящего Креста Господня

Повторяя сегодня действие, совершенное святым епископом Иерусалима, и воздвигая крест на четыре стороны, христиане тем самым свидетельствуют, что Христос, взошедший на Крест, примирил все и соединил в Своем Теле все концы тварного мира, широту и долготу, глубину и высоту, чтобы мы через Него могли достичь Бога Отца.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: «Пусть нас считают дураками, безумцами и сумасшедшими»

«Долгое время, больше 20 лет мы говорили о христианстве, как о силе, мудрости, красоте. Может быть пришла пора сказать правду о том, что означает последовать за Христом и стать христианином?» – епископ Смоленский Пантелеимон размышляет о значении Креста Христова для всех нас.

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

13 / 26 сентября 2013 г. Четверг 14-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:29 мин. Размер 105.5 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

14 / 27 сентября 2013 г. Пятница 14-й седмицы по Пятидесятнице. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:25 мин. Размер 54.4 Mb)

Животворящий Крест Христов

Иеромонах Иов (Гумеров)

Господь избавил нас от вечной смерти, взойдя на крест, и приняв мучительнейшую смерть. И эта искупительная жертва сделала крест, который до этого был орудием позорной казни, величайшей святыней, животворящим древом, которое дает духовные плоды. (MP3 файл. Продолжительность 18:23 мин. Размер 13.3 Mb)

Житие святителя Иоанна Златоуста

В своем слове Патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь.

Один день в мире святого Иоанна Златоуста

Священник Иоанн Валентин Истрати

Какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, сколько утомительной бесполезности, выплеснутой на экраны и в сердца и имеющей видимость бытия.

Беседа в день перенесения мощей святого Иоанна Златоустого

Архиепископ Димитрий (Муретов)

Почувствовав на пути приближение смерти, он упросил проводников своих остановиться, переменил измокшее и замаранное платье на белое, приобщился св. Таин и оставил мир сей, который не был его достоин, со словами «слава Богу за все!» – с сими любимыми им словами, которые часто повторял он в жизни.

Проповедь, сказанная в день памяти святителя Иоанна Златоустого в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года

Священномученик Анатолий, митрополит Одесский

Кто из сколько-нибудь внимательных верных не знает имени св. Иоанна Златоустого? Почти каждый день в течение целого года дивное творение его – Божественная литургия – освящает верных, они молятся составленными им молитвами, а в светлую ночь Христова Воскресения кто не переживал минуты великого духовного восторга, слушая его пасхальное огласительное слово?

Заветы жизни св. Иоанна Златоустого

Священномученик Иоанн Восторгов

Зависть к его дарованиям и высокому положению, ненависть к нему за обличения греха и нечестия сплели Златоусту терновый венец страданий. Сама жена царя и окружающие ее суетные женщины, обличаемые богачи, низлагаемые за беззаконие и нечестие епископы и клирики, – все, соединившись вместе, достигли того, что Иоанна Златоуста судили судом неправедным, лишили кафедры и сослали в далекое изгнание.

Всенощное бдение  в Сретенском монастыре накануне дня памяти святителя Иоанна Златоустого

12 / 25 ноября 2013 г. Понедельник 23-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:11:27 мин. Размер 94.7 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святителя Иоанна Златоустого

13 / 26 ноября 2013 г. Вторник 23-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:06:59 мин. Размер 48.3 Mb)

Сайты храмов:

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU