![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||
ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года![]() В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос раждается", приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, - перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, - и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти - то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной. Некоторые особенности богослуженияО празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. Святоотеческое и литургическое освещение праздника О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке — блаженный Иероним. Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время. Совершается всенощное бдение. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Текст службы. На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются праздника Каждая из двух групп стихир, принадлежа разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира, исходя из общего значения события, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий). 2-я стихира, исходя из факта введения Пресвятой Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ее положение среди людей и отношение к Ней людей, сначала только наиболее близких к Ней (родителей и сверстниц). 3-я стихира рисует значение Пресвятой Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. Заключительная же стихира, на Слава и ныне, просто и эпично рисует цельную картину события.
Читаются три паремии Богородицы. В
первой паремии (Исх. 40,1-5; 9-10; 16, 34-35) под
образом ветхозаветной скинии, которая при освящении
исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие
Пресвятой Девы Марии – так Дух Святой осенял
Пресвятую Деву – скинию воплощения Господа. Во
второй паремии (3 Цар. 7, 51; 8, 1—7, 9—11)
Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы — Кивот
Завета Господня, который, по освящении Соломонова
храма, священники внесли во Святая святых. В третьей
паремии (Иез. 43, 27; 44, 1-4) прообразом Богоизбранной
Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем
врата.
Совершается лития
Стихиры на стиховне - праздника
По Трисвятом – трижды тропарь
праздника На утрене:
Тропари на Бог Господь - дважды тропарь
праздника
По полиелее
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея
Прокимен Богородицы, глас 4-й: Слыши Дщи и виждь, и
приклони ухо Твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово
благо
По 50 псалме вместо Молитвами
Богородицы на Славу поется стихира
Днесь Храм
одушевленный Канонов – два: первый — творение Георгия, архиепископа Никомидийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), второй канон — Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Начиная с этого дня и до отдания праздника Рождества
Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение
великого славословия, поется катавасия Христос раждается На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поются припев и ирмос.Припев 1-го канона: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая святых. Ирмос: Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно глас ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. (Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии). Далее — к тропарям 1-го канона свои, особые припевы, а к тропарям 2-го канона — свои припевы: Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереевыми и т.д.
На хвалитех стихиры праздника На Литургии: Антифоны поются изобразительные (как обычно в двунадесятые Богородичные праздники).
Тропари по входе - праздника Поется Трисвятое Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Вместо «Достойно» поется
задостойник
праздника Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября. Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.Ru
Сайты храмов: |
||||||||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||||||||||||||
![]() |