Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайта Православный Церковный календарь 2015





Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
3Январь
пятница Новый стиль)
16Январь
Глас 6.
Поста нет.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПредпразднство Богоявления. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Гордия (IV).

Сщмч. Василия пресвитера (1938).

Евангельские Чтения

На 1-м часе: Деян., 33 зач., XIII, 25-32. Мф., 5 зач., III, 1-11. На 3-м часе: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. На 6-м часе: Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мк., 2 зач., I, 9-15. На 9-м часе: Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17.

Литургии не положено. Часы навечерия.

Некоторые особенности богослужения

Канун праздника Богоявления — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

Поскольку в этом году Сочельник приходится на воскресенье, то служба Навечерия Богоявления переносится на пятницу и состоит из Великих часов с присоединением к ним чина изобразительных.

Навечерие Богоявления. Великие часы. Текст службы

Великие (Царские) часы.

Последование часов навечерия с присоединением к ним чина изобразительных совершается отдельно от утрени (по Уставу, «в начале 2-го часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра).

Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

Великие часы совершаются при открытых царских вратах.

Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...».

Чтец читает обычное начало и псалмы 1-го часа. К обычному 5-му псалму прибавляются два особых — 22-й и 26-й, в них Господь, принявший Крещение, изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».

С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ.

По окончании 26-го псалма читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Что Тя наречем, о Благодатная хор поет особые тропари праздника со стихами.

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас. Стих: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое.

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).

По окончании Евангелия чтец читает тропари Стопы моя направи и Да исполнятся уста моя, и далее как обычно.

После Трисвятого читается или поется кондак предпразднстваMP3.

На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:

«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...»

К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.

Во время чтения псалмов 3-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.

Читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Богородице, Ты еси лоза истинная хор поет особые тропари праздника со стихами.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 6: Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми..

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).

По окончании Евангелия чтец читает тропарь Господь Бог благословен и далее как обычно.

После Трисвятого - кондак предпразднстваMP3.

На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:

«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.

Во время чтения псалмов 6-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе.

По окончании 90-го псалма читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Яко не и́мамы дерзновения .хор поет особые тропари праздника со стихами.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. Стих: Глас грома Твоего в колеси.

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

По окончании Евангелия чтец читает тропарь Скоро да предварят и далее как обычно.

После Трисвятого - кондак предпразднстваMP3.

На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа – обычный, 85-й.

Во время чтения псалмов 9-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.

По окончании 85-го псалма читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Иже нас ра́ди рожде́йся хор поет особые тропари праздника со стихами.

Канонарх (по Типикону — диакон) читает возгласно стихиру Руку твою прикоснувшуюся (творим три малых поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия. 1-е прошение: «Великому Господину...», 2-е прошение: «Всем православным христианом...». На каждое прошение хор поет: Многая лета (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена...», в этом случае хор начинает петь со слов Спаси, Христе Боже, поется это песнопение также трижды.

По окончании многолетия оба хора на Слава, и ныне поют стихиру Руку твою прикоснувшуюся.

Поется прокимен, глас 3: Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

Словами паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных).

Чтец читает тропарь Не предаждь нас до конца и далее как обычно.

После Трисвятого - кондак предпразднстваMP3.

По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны.

Молитвы

Тропарь мученика Гордия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Гордий,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Гордия
глас 8
Твоя поты, преславне, всю землю напоиша,/ и честными кровьми, Гордие, мир весь возвеселил еси./ Молитвами твоими, Богомудре,/ спасай вся, верою тя воспевающия и ублажающия,// вопиющия песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.
Ин кондак мученику Гордию
глас 4, подобен: Явился еси днесь:
Всею любовию днесь Церковь твою память совершает, Гордие, / восхваляющи тайно, / яко по той пострадал еси, / мучеником доброто / и всем верным во Христа похвало.

Кондак пророка Малахии
глас 4
Пророчества дарованием богатея, пророче,/ Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение,// Егоже сиянием мир просветися.
Ин кондак пророку Малахии
глас 8 Подобен: Избранной:
Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, / и сподобися преди будущая вещати,/ Господне бо вочеловечение всем уяснил еси,/ темже вопием ти: / радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.

Службы

Статья на Православие.Ru

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU