Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2016


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
21Март
воскресенье Новый стиль)
3Апрель
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3.
Великий пост.
Пища с растительным маслом.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иакова еп., исп (VIII-IX). Прп. Серафима Вырицкого (1949).

Свт. Кирилла, еп. Катанского (I-II). Свт. Фомы, патриарха Константинопольского (610).

Сщмч. Владимира пресвитера (1931).

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

Литургия св. Василия Великого. На утрене, после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1). "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот - вот конец и венцы!

Некоторые особенности богослужения

На службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении труд­ного поприща поста.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Текст воскресной службы Октоиха 3 гласа.

Текст службы 3-й Недели Великого поста.

Песнопения Недели Крестопоклонной в mp3.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и ТриодиMP3, на Славу - стихира Триоди Христе Боже нашMP3, на И ныне - догматик текущего, 3-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне -  воскресные, на Слава и ныне - стихира Триоди Пособивый Господи кроткому ДавидуMP3.

По Трисвятом – Богородице Дево (дважды) и тропарь КрестаMP3  (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - воскресный (дважды), Слава - тропарь КрестаMP3, И нынеБогородичен воскресный.

Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.

Поются степенны и прокимен текущего, 3-го гласа.

По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово видевшеMP3.

После Еванге­лия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чув­ство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава: Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых.

В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми две­ри - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - поло­жена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множес­тво содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно свя­заны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блуд­ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Божественнейший прообрази.

На 9-й песни поем ЧестнейшуюMP3.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и ТриодиMP3, на Славу – стихира Триоди Высокомудраго разумаMP3, на И нынеПреблагословенна еси.

Отверзаются царские врата.

Великое славословие поется тихогласно. До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды. После возгласа Слава Тебе, показавшему нам свет, приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест. Затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает Крест на свою главу; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат.

По окончании Трисвятого иерей возглашает: Премудрость, прости. Клир поет тропарь: Спаси, Господи, люди ТвояMP3. Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: Кресту Твоему покланяемся, ВладыкоMP3. Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение КрестуMP3.

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 11-я.

Совершается Литургия свт.Василия Великого.

По входе - тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста)MP3, Слава и ныне - кондак Триоди (Креста)MP3.

Вместо Трисвятаго поется: Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славимMP3.

Прокимен Недели КрестопоклоннойMP3, глас 6: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

Аллилуиа, глас 1: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

Вместо Достойно есть поется О Тебе радуется.

Причастен Недели Крестопоклонной: Знаменася на нас свет лица Твоего Господи.

Пассия.*

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели - свт. Григория Паламы) чинопоследование пассии.

Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие.

Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагосяMP3. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие.

Затем следует акафист Страстям ХристовымMP3. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение.

Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?MP3.

Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!.

По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!. Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на ДревеMP3.

Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву.

Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажимMP3.

Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту.

Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши - пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный.

Молитвы

Тропарь преподобного Серафима Вырицкого
глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого
глас 8

Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися / покаяние нам даровати и в разум истины приити.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого
глас 3

Купец велик соделался еси, / преподобне отче Серафиме, / сый в мире, к многому богатству тленному / ты николиже сердца прилагал еси, / послушник истинен / и добродетелей подвижник, / егда же, вся оставль, / на крест монашества восшел еси, / дары Святаго Духа многи тебе дашася / и яко единаго от древних тя явиша / пророка, старца, / чудотворца и молитвенника, / столпа подвижником, спасения вождя. / Сего ради молим тя: / и нас премудро ко спасению управи.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого
глас 4

Яко пресветлая звезда Российския земли, / возсиял еси в веси Вырицстей, преподобне Серафиме, / и, силою Святаго Духа наставляем, / светом чудес твоих страну нашу озарил еси духовно. / Темже и мы, притекающе ко гробу твоему, / умильно глаголем: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Серафима Вырицкого
глас 5

Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, / милостивый наш предстателю пред Господем.

Ин кондак преподобного Серафима Вырицкого
глас 5

Уподобился еси древним отцем / и подвигом добрым подвизался еси, / благодатию Христовою просветився, / от Негоже прием дарования чудес, / недугующих исцеляти, / печальных и скорбящих утешати, / обидимых и гонимых защищати / и всем в нуждах сущим отраду / и скорое избавление подавати. / Сего ради, яко великаго чудотворца чтуще, / молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме: / от всех бед избави нас молитвами твоими.

Ин кондак преподобного Серафима Вырицкого
глас 3

Возрадуйся паки, граде святаго Петра, / и малая весе Вырица, возвеличися, / се бо светильник веры в тебе просиявает, / всеисцеляющий бальзам нам источается, / новоявленный бо великий чудотворец, / любве и покаяния наставник, / пророк и старец, / новый преподобный Серафим в тебе является.

Службы

Сайты приходов:

Калининградская епархия:
Храм Прп. Серафима Вырицкого пос. Кострово
Московская епархия (городская):
Храм прп. Серафима Вырицкого г. Москва
Храм прп. Серафима Вырицкого пос. Решетниково
Храм Серафима Вырицкого в Долгопрудном
Новокузнецкая епархия:
Храм прп. Серафима Вырицкого г. Новокузнецк
Санкт-Петербургская епархия:
Храм преп. Серафима Вырицкого в Купчино г. Санкт-Петербург
Храм прп. Серафима Вырицкого в Апраксином дворе г. Санкт-Петербург
Смоленская епархия:
Храм в честь св. преподобного Серафима Вырицкого г. Смоленск

Сайт храма:

Приход храма в честь святого преподобного Серафима Вырицкого

Статьи на Православие.Ru

Житие преподобного Серафима Вырицкого

Ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо.

Крохотки о преподобном Серафиме Вырицком

— Батюшка, благословите дочку замуж выдать за хорошего человека. — Да ты что, матушка? Каторжник он! Каторжник!

Наставления и чудеса преподобного Серафима Вырицкого

На руках принесла плачущая мать ребенка к старцу: «Батюшка, мой Толик убился!» Отец Серафим помолился над мальчиком и благословил. Ребенок неожиданно встал и через несколько минут уже бегал по улице.

Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?

Слово на неделю Крестопоклонную

Отношение в Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе?

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

10 / 23 марта 2013 г. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:40 мин. Размер 57.4 Mb)

Крест Христов – это любовь

Истинная Божественная любовь и та, к которой призывает нас Спаситель – это любовь, которая сильнее смерти. Любовь деятельная и любовь крестная... (MP3 файл. Продолжительность 13:47 мин. Размер 10 Mb)

Прославление Креста

Прославляя Крест, мы провозглашаем веру в то, что побеждает не насилие, которое запугивает и принуждает, а любовь, которая терпит распятие. И мы становимся на сторону этой любви.

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне З-й недели Великого поста, Крестопоклонной

1 / 14 марта 2014 г. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

2 / 15 марта 2015 г. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:21:14 мин. Размер 58.5 Mb)

Крест как надежда

Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божьей любви, в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. (MP3 файл. Продолжительность 15:46 мин. Размер 11.4 Mb)
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU