Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2016


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
11Апрель
воскресенье Новый стиль)
24Апрель
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Великий пост. На трапезе разрешается рыба.
Разрешается рыба.

Совершается служба великому праздникуВход Господень в Иерусалим.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).

Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылевского, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576).

Сщмч. Николая пресвитера (1938).

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 83 зач., XXI, 1-11, 15-17. Лит. - Флп., 247 зач., IV, 4-9. Ин., 41 зач., XII, 1-18.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову"! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: "распни, распни Его"! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Некоторые особенности богослужения

Этот праздник называется еще Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы, как то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) - прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Особенностью всенощного бдения является освящение ваий (у нас освящаются ветви вербы). Это происходит сразу после Евангелия. При помазании освященным елеем каждому даются вайи.

Служба совершается только по Триоди. Воскресные песнопения (в т.ч. Ангельский собор, Воскресение Христово видевше) не поются.

Текст службы в Неделю ваий. Песнопения Триоди Постной.

Песнопения Недели ваий в mp3.

Всенощное бдение накануне Вербного воскресенья в Сретенском монастыре. Запись 2010г.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 168:56 мин. Размер 81.1 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре. Запись 2010г.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 75:27 мин. Размер 36.3 Mb)

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются только из ТриодиMP3.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

После входа читаются три паремииMP3: первая — из Книги Бытия (49,1-2, 8-12), в которой патриарх Иаков дает наставления своим сыновьям; вторая – из Книги пророка Софонии (3,14-19), где говорится о том, что Господь по Своей благости спасает людей; третья – из Книги пророка Захарии (9, 9-15), в которой пророк предсказывает о торжественном входе Христа Спасителя в Иерусалим на осляти.

Совершается литияMP3.

Стихиры на стиховне поются из ТриодиMP3.

В Неделю ваий на благословении хлебов поются два тропаря: первый - Общее воскресениеMP3 (дважды) и второй - Спогребшеся Тебе крещениемMP3 (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - праздника Общее воскресениеMP3 (дважды), Слава и ныне - ин тропарь праздника Спогребшеся Тебе крещениемMP3.

По полиелее MP3 поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя ГосподнеMP3.

Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, глас 4: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей землиMP3.

Воскресение Христово видевше не поется. После Евангелия во время чтения 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: Господи Боже наш, седяй на ХерувимехMP3, затем окропляются ваии святой водой с произнесением слов (трижды): Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ваии раздаются во время помазания молящимся, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при ваиах (вербах), означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

На 9-й песни Честнейшую не поем. Вместо нее диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: Бог Господь и явися нам, и певцы продолжают: Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветьми, песньми зовуще: благословен Грядый во Имя Господа, Спаса нашего.

Стихиры на хвалитех - ТриодиMP3

Совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих: Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам.

Тропари по входе - тропарь праздника Общее воскресениеMP3, Слава - ин тропарь Спогребшеся Тебе крещениемMP3, И ныне - кондак праздника На престоле на НебесиMP3.

Поется Трисвятое.

Прокимен праздника, глас 4: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость ЕгоMP3.

Аллилуиа, глас 1: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Вместо Достойно есть поется ирмос 9-й песни канона Бог Господь, и явися нам, составите праздникMP3.

Причастен: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам.

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Св. Четыредесятницы к Страстной седмице.

Молитвы

Тропарь священномученика Антипы
глас 4
Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.
Кондак священномученика Антипы
глас 4
Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священомученика// и целеб подателя.
Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 3

Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Ин тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 4

Тихостию нрава направляемый,/ святителю Варсонофие,/ в тихое пристанище достигл еси,/ смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей,/ святою душею твоею на Небеса возлетел еси,/ идеже Христу предстоя,/ моли спастися нам, почитающим память твою.

Ин тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 8

По Божием законе ревнителю,/ лютый разрушителю неприязненный лести,/ яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася/ посреде Казанскаго царствия,/ обитель строя боголепнаго Преображения/ и великому своему учителю Гурию последуя,/ с нимже великий союз имея духовный,/ якоже в животе, такоже и по преставлении:/ обретением честных мощей ваших во едино время/ и многими чудесы вас Бог прослави;/ и, радостию восходя в Небесныя обители,/ твердый камене веры,/ от иноплеменник многи скорби претерпел еси,/ добрый вводниче в вечную жизнь,/ в ню же, молим тя, введи ны,/ преподобне отче наш Варсонофие,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Варсонофия
глас 6
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.
Ин кондак святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 5

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси,/ обогатив себе молитвою, и постом,/ и тело свое веригами удручая,/ в полоне же от иноплеменник много пострадал еси./ Непоколебим верою многая лета,/ Ангелом купно соединим,/ бесовская ополчения огорчавшие./ Последуя безмездником Косме и Дамиану,/ врачебною хитростию многий исцелил еси./ Темже ныне честное и боготрудное тело твое,/ от земленых недр обретенное,/ чудесы Господь прослави,/ исцелявши бо многонедужныя не токмо у гроба,/ но и от честных вериг/ подавши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.

Службы

Сайты приходов:

Иркутская епархия:
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Иркутск
Казанская епархия:
Храм Гурия, Германа и Варсонофия Казанских с. Столбище
Кинешемская епархия:
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Юрьевец
Корсунская епархия:
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим г. Губбио
Московская епархия (городская):
Храм Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево г. Москва
Храм св. муч. Антипы на Колымажном дворе г. Москва
Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни
Московская епархия (областная):
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Верея
Нижегородская епархия:
Приход в честь Входа Господня в Иерусалим г. Арзамас
Храм Сошествия Святого Духа г. Арзамас
Храм Рождества Христова г. Балахна
Пермская епархия:
Храм Входа Господня в Иерусалим с. Насадка
Храм Власия, епископа Севастийского с. Шляпники
Псковская епархия:
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим д. Посолодино
Рязанская епархия:
Храм входа Господня в Иерусалим г. Рязань
Чебоксарская епархия:
Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Анат-Киняры
Ярославская епархия:
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Ростов

Статьи на Православие.Ru

Слово о святом причащении (в шестую неделю Поста)

Существует три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Тайн.

Вход Господень в Иерусалим

Иеромонах Роман (Матюшин)

Листвой, одеждой застилают Дорогу в Иерусалим! Шумят, бегут, провозглашают… День ликованья! А за ним – Демократичный суд Пилата, Архиерейская молва, Правозащитные солдаты, И терноносная Глава! Ведь знают, что Его распнут, И до́смерти пред смертью бьют!

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

3 / 16 апреля 2011 г.. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 173:01 мин. Размер 83.1 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Входа Господня в Иерусалим

4 / 17 апреля 2011 г.. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 77:55 мин. Размер 37.4 Mb)

Слово в Неделю Ваий

Иеромонах Иов (Гумеров)

Сегодня праздник – Вход Господень в Иерусалим. Господь проповедовал три с половиной года Евангелие Царствия. Проповедь эта проходила в основном в Галилеи и Десятиградии, и, главным образом, в Капернауме как в городе, который избрал Господь. Но на великие праздники Спаситель приходил в Иерусалим и, прежде всего, на праздник Пасхи. (MP3 файл. Продолжительность 18:02 мин. Размер 8.7 Mb)

Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески

Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.

«Ветер Пасхи дует нам в лица»

Протоиерей Александр Шаргунов

Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень?

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

30 марта / 12 апреля 2014 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:36:49 мин. Размер 113 Mb)

Верность обетований Божиих

Несмотря на наши предательства, лукавства, постоянную изменчивость – то, что Слово Божие называет прелюбодейством от Бога, Бог верен. Верны Его обетования. (MP3 файл. Продолжительность 20:12 мин. Размер 14.6 Mb)

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

22 марта / 4 апреля 2014 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:33:51 мин. Размер 110.8 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Входа Господня в Иерусалим

23 марта / 5 апреля 2015 г. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:47 мин. Размер 53.2 Mb)

Взять крест Христов

Его крест – это есть иго, но иго Его благо и бремя легко, и, следовательно, с Богом все возможно. Крест Христов – это путь следования за Ним. (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 7.2 Mb)

Битва с нашей смертью

Господь сейчас входит в Иерусалим, в Свой город, для того, чтобы вступить в битву со смертью. С чьей смертью? Со смертью каждого из нас – с вашей, с моей, со смертью каждого из людей. Вступить в битву и победить. (MP3 файл. Продолжительность 12:07 мин. Размер 8.8 Mb)
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU