Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2016


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
25Апрель
воскресенье Новый стиль)
8Май
Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Глас 1.
Поста нет.

Воспоминание уверения апостола Фомы. Совершается служба с полиелеемАпостола и евангелиста Марка (63).

Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп. Василия Поляномерульского (1767) (Рум.).

Сщмч. Сергия пресвитера (1938).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20. Лит. - Деян., 14 зач., V, 12-20. Ин., 65 зач., XX, 19-31. Ап.: 1 Пет., 63 зач., V, 6-14. Мк., 23 зач., VI, 7-13.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Мк. 6, 7-13). Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах, посох в руках - и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения. Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное. Одна у них была забота - проповедывать, и одна печаль, если не слушали проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою.

(Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31). "Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!"

Некоторые особенности богослужения

Служба праздника Антипасхи совершается вместе с полиелейной службой апостола и евангелиста Марка.

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).

Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.

В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.

Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей).

С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается Христос воскресе.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвахMP3, стихиры на литииMP3, стихиры на стиховнеMP3 - Триоди и апостола Марка.

По Трисвятом - тропарь праздника Запечатану гробуMP3 (трижды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - тропарь праздника Запечатану гробуMP3 (дважды) , Слава - тропарь апостола Марка, И ныне - тропарь Антипасхи.

По полиелее тропари Ангельский собор не поются.

По Евангелии - Воскресение Христово видевшеMP3 трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи).

Каноны праздника Антипасхи и апостола Марка. Катавасия - Воскресения день (ирмосы пасхального канона).

На 9-й песни Честнейшую не поем (так во все воскресные дни до отдания Пасхи).

Стихиры на хвалитехMP3 - Триоди и апостола.

Часы читаются обычные, трехпсалмные; по возгласе троекратное Христос воскресеMP3. Трисвятое и прочее (на 3-м и 9-м часе). Царю Небесный не читается.

На Литургии:

По возгласe Благословено Царство - Христос воскресеMP3 (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.

Поются антифоны изобразительны.

Вместо Достойно есть поется задостойник Ангел вопияше и Светися, светисяMP3

Молитвы

Тропарь апостола Марка
глас 3
Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Ин тропарь апостола и евангелиста Марка
глас 3

У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка
глас 2
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.
Тропарь преподобного Сильвестра Обнорского
глас 6

Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати/ и буди помощник верою призывающим тя на помощь/ и чтущим святую память твою.

Ин тропарь преподобного Сильвестра Обнорского
глас 4

Яко добр блаженнаго Сергия ученик,/ вере и благочестию его подражая,/ стяжал еси даров Духа Святаго сокровище/ и силы многи соделал еси о Господе/ во спасение и утешение верных./ Не остави убо и нас, с верою притекающих к тебе,/ Сильвестре преподобне.

Кондак преподобного Сильвестра Обнорского
глас 6

Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Службы

Сайты приходов:

Храм Преображения Господня в Пехре-Яковлевском г. Балашиха (Московская епархия (областная))
Храм Фомы Апостола на Кантемировской г. Москва (Московская епархия (областная))

Статьи на Православие.Ru

Образ неверия. Доброго

Игумен Нектарий (Морозов)

Вот то же «неверие Фомы», то же уничижительное: «ну ты, Фома неверующий!» или и вовсе: «неверный»! Откуда такое высокомерие, откуда такая близорукость?

Фома верующий

И из всех учеников Господа, насколько мы можем видеть из текста, только двое верят Его словам прямо и буквально.

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 19-й по Пятидесятнице

5 / 18 октября 2014 г. Суббота 19-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:37:42 мин. Размер 113.6 Mb)

Евангелист Марк – наш современник

Посмотрите, какое Евангелие от Марка динамичное, совсем как наша жизнь теперь. Одно событие в нем сменяется другим, одно – другим, и всё это без пауз, незамедлительно. Причем суетливости нет и в помине.

Преподобный Василий Поляномерульский

Указывая на опасность чисто телесного подвига, он подчеркивает важность духовного трезвения и внутренней молитвы, доступной также и мирянам. Он писал, что, да­бы эта молитва была услышана, следует поступать по при­меру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость.

Проповедь в Фомину неделю

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Фомино воскресение. Блаженный Близнец неверием своим уверяет всю Церковь Христову в истинности Воскресения. Не называет Церковь «такой-сякой Фома», а «блаженный Близнец». Блаженным его называет Церковь Святая в святых песнопениях. В первый день Пасхи, когда мы воспоминали вечером явление Христа Спасителя по воскресении ученикам первый раз в Сионской горнице, мы читали Евангелие, повернувшись лицом к вам, символизируя Христа Спасителя, а вы, как апостолы в Сионской горнице, внимали.

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Протоиерей Александр Шаргунов

На руках и ногах Его – следы от гвоздей, и Он не стыдится их перед Отцом Небесным, перед ангелами и перед нами, ибо они неотделимы от Его славы. Из всех знаков пребывания Его среди нас Он эти захотел сохранить – великолепные знаки Его победы, отпечатки подлинности Его – Бога и Человека.

Слово в Фомину неделю

Христианство – это религия любви и радости. И в эти Пасхальные дни мы особенно полно и глубоко это чувствуем, ибо много радости бывает у человека на земле, если он живет праведно, по воле Божией, и Господь ему посылает разнообразные радости. Но радость Пасхальная – она особая, и каждый сердцем это чувствует. Почему? (MP3 файл. Продолжительность 12:33 мин. Размер 6.1 Mb)

Что такое Антипасха?

иеромонах Иов (Гумеров)

Объясните, пожалуйста, что такое Антипасха?

Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?

Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?

Божественная литургия в Неделю Антипасхи в Сретенском монастыре

29 марта / 11 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 68:24 мин. Размер 32.9 Mb)

Слово в Фомину неделю

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Часто нас, православных христиан упрекают в том, что мы слепо верим всему тому, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем апостола, которого иногда называют родоначальником сомнений, колебаний в вере и т.п. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким «отцом» критического реализма, и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов. (MP3 файл. Продолжительность 10:10 мин. Размер 4.9 Mb)

«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует»
Антипасха

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с другой стороны - с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы.

Неделя 2-я по Пасхе, «Антипасха». Апостола Фомы

Проповеди — Статьи — Вопросы священнику — Записи богослужений.

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Антипасхи

13 / 26 апреля 2014 г. Суббота Светлой седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю Антипасхи

14 / 27 апреля 2014 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:01:36 мин. Размер 44.4 Mb)

Христос посреди нас

Призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Антипасхи

5 / 18 апреля 2015 г. Суббота Светлой седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю Антипасхи

6 / 19 апреля 2015 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:12:13 мин. Размер 52.1 Mb)

Воскресение Христово видевше

Хотя Воскресение Христово совершилось две тысячи лет назад, каждый христианин может увидеть не только воскресшего Христа, но и Воскресение Его. (MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.8 Mb)
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU