Православный Церковный календарь 2016 | |||||||||||||||||||||||||
|
Воспоминание уверения апостола Фомы. Апостола и евангелиста Марка (63). Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп. Василия Поляномерульского (1767) (Рум.). Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Цареградской иконы Божией Матери (1071). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20. Лит. - Деян., 14 зач., V, 12-20. Ин., 65 зач., XX, 19-31. Ап.: 1 Пет., 63 зач., V, 6-14. Мк., 23 зач., VI, 7-13.Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Мк. 6, 7-13). Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах, посох в руках - и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения. Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное. Одна у них была забота - проповедывать, и одна печаль, если не слушали проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою. (Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31). "Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!" Некоторые особенности богослуженияСлужба праздника Антипасхи совершается вместе с полиелейной службой апостола и евангелиста Марка. Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»). Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой». В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб. В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди. Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей). С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается Христос воскресе. На великой вечерне: Стихиры на Господи воззвах, стихиры на литии, стихиры на стиховне - Триоди и апостола Марка. По Трисвятом - тропарь праздника Запечатану гробу (трижды). На утрене: Тропари на Бог Господь - тропарь праздника Запечатану гробу (дважды) , Слава - тропарь апостола Марка, И ныне - тропарь Антипасхи. По полиелее тропари Ангельский собор не поются. По Евангелии - Воскресение Христово видевше трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Каноны праздника Антипасхи и апостола Марка. Катавасия - Воскресения день (ирмосы пасхального канона). На 9-й песни Честнейшую не поем (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Стихиры на хвалитех - Триоди и апостола. Часы читаются обычные, трехпсалмные; по возгласе троекратное Христос воскресе. Трисвятое и прочее (на 3-м и 9-м часе). Царю Небесный не читается. На Литургии: По возгласe Благословено Царство - Христос воскресе (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата. Поются антифоны изобразительны. Вместо Достойно есть поется задостойник Ангел вопияше и Светися, светися Молитвы
СлужбыСайты приходов:Храм Преображения Господня в Пехре-Яковлевском г. Балашиха (Московская епархия (областная)) Храм Фомы Апостола на Кантемировской г. Москва (Московская епархия (областная))
Статьи на Православие.Ru
|
||||||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||||||||||||