Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в
воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII
веке с воспоминанием обретения Креста Господня было
соединено другое воспоминание — о возвращении Древа
Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
Совершается бденная служба праздника.
Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака
праздника переносится с жертвенника на престол.
История праздника.
Текст службы.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи, воззвах поются только
праздника, на Слава и
ныне - стихира праздника.
Из четырех стихир на Господи воззвах первая
указывает на самое общее значение для нас напоминаемой
воздвижением Креста страсти Христовой. Вторая стихира
говорит уже не о страсти Христовой, а о самом Кресте,
указывая на его постоянное и пространственно всеобъемлющее
значение как победного знамени. Третья стихира еще более
суживает рамки духовного созерцания, сосредотачивая его
уже не на Кресте, а только на воздвижении его, которое
возносит нас к небу, посему радует ангелов, нас же
освящает. Наконец, стихира на Слава и ныне
указывает на вечное и исконное значение
"благословенного древа", которым осуществлена
"вечная правда" и совершенно исправлен
причиненный нам смертоносный вред.
Читаются три паремии праздника (Исх.,Притч., Ис.). В первой паремии
повествуется о горькой воде и ропоте евреев в
Синайской пустыне, во второй - о Божием наказании и
вразумлении, в третьей - о спасении служащих Богу.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - праздника, Слава и
ныне – стихира праздника.
По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется
тропарь праздника.
На утрене:
На Бог Господь поется тропарь
праздника (дважды), Слава и
ныне - тот же тропарь
По полиелее, который по традиции
совершается в алтаре, поется величание праздника:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и
чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы
вражия.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.
Прокимен праздника.
По Евангелии — Воскресение Христово
видевше единожды.
По 50 псалме поется стихира праздника. Помазание святым
елеем совершается после выноса Креста.
Каноны: праздника.
Поется катавасия праздника Крест начертав.
После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев
и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя,
Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин
еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай,
Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже
крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому)
ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя
величаем.
Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому
тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который
имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай,
душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.
На хвалитех стихиры праздника, Слава и
ныне - праздника.
После великого славословия — вынос Креста и
поклонение ему.
В соборных и, с благословения епархиального архиерея,
приходских храмах совершается чин
воздвижения Креста
На Литургии поются антифоны праздника
(антифон 1, антифон 2).
Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и
поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
Сразу после входного стиха – тропарь
праздника и кондак.
Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся,
Владыко...»
Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и
поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих:
Господь воцарися, да гневаются людие.
Вместо Достойно поется задостойник праздника
– припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест
Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице,
рай...» (до отдания).
Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица
Твоего, Господи.
В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный
обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он
установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего
смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание
Креста связано с умерщвлением плоти.
В попразднство на Литургии после входа
поется: Приидите, поклонимся с окончанием:
Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти:
Аллилуиа.
Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения,
лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день
отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста
Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом
каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит
Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.