Мчч. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (308-309). Свт. Макария митр. Московского и Коломенского (1926).
Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).
Кипрской иконы Божией Матери в с. Стромыни Московской области.
(Евр. 11, 24-26, 32-12, 2; Ин. 1, 43-51). Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, - славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли . . . посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Евр. 11, 36-38; 12, 1-2).
Первая Неделя Великого поста называется Неделей
Православия – от совершаемого в этот день торжества
Православия, установленного в Греции в первой половине IX
века в память окончательной победы Православной Церкви над
всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над
последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м
Вселенском Соборе в 787 году.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой
Триоди.
Воскресная служба Октоиха 5 гласа.
Текст службы Недели Православия.
Песнопения Постной Триоди в mp3.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные
и Триоди, на Славу -
стихира Триоди Благодать возсия
истины, на И ныне -
догматик текущего, 5-го гласа.
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - воскресные,
на Славу - стихира Триоди Из нечестия во
благочестие, на И ныне -
Богородичен Октоиха.
По Трисвятом – Богородице
Дево (дважды) и тропарь
праздника Триоди Пречистому Образу
Твоему (единожды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
(дважды), Слава - тропарь праздника Триоди
Пречистому Образу
Твоему, И ныне
– Богородичен воскресный.
Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю
кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.
Поются степенны и прокимен текущего, 5-го гласа.
По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.
После Евангелия, пения Воскресение Христово
видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о
мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста)
поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство
выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На
Слава: Покаяния отверзи ми двери
(вместо: Молитвами апостолов). На И
ныне: На спасения стези (вместо:
Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя.
Боже и Множество содеянных мною
лютых.
В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми
двери - положена притча о мытаре: из нее
заимствуются все сравнения для изображения покаянного
чувства. В основу второго тропаря - На спасения
стези - положена притча о блудном сыне; а в
основу третьего: Множество содеянных мною
лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как
видим, эти покаянные тропари тесно связаны с
Евангелием, которые читаются в подготовительные
воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о
блудном сыне и о Страшном суде).
Каноны: воскресный, Крестовоскресный, Богородицы и Триоди.
Поется катавасия Триоди Моря чермную пучину.
На 9-й песни поем Честнейшую.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
Триоди, на Славу
– стихира Триоди, на И ныне
– Преблагословенна еси.
Перед 1-м часом на Слава и ныне поется
евангельская стихира 5-я.
Совершается Литургия свт. Василия
Великого.
Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи
Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во
веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил
еси нам.
Аллилуиа, глас 8: Моисей и Аарон во иереех Его, и
Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху
Господа, и Той послушаше их.
Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите
Его в вышних и Радуйтеся, праведнии, о Господе,
правым подобает похвала.
После Литургии совершается Последование Недели
Православия.
На вечерне поется великий прокимен:
Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. Стих 1:
От конец земли к Тебе воззвах. Стих 2:
Покрыюся в крове крыл Твоих. Стих 3: Тако
воспою имени Твоему во веки.