Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайта Православный Церковный календарь 2015





Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
23Март
воскресенье Новый стиль)
5Апрель
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Великий пост. На трапезе разрешается рыба.
Разрешается рыба.

Совершается служба великому праздникуВход Господень в Иерусалим.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251).

Мчч. Филита, Лидии, супруги его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия, чад их (117-138). Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мч. Василия Мангазейского (1600).

Сщмч. Макария пресвитера (1931). Сщмч. Василия, Стефана пресвитеров, прмч. Илии, прмц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938). Прп. Сергия исповедника (1948).

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 83 зач., XXI, 1-11, 15-17. Лит. - Флп., 247 зач., IV, 4-9. Ин., 41 зач., XII, 1-18.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову"! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: "распни, распни Его"! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Некоторые особенности богослужения

Этот праздник называется еще Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы, как то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) - прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Особенностью всенощного бдения является освящение ваий (у нас освящаются ветви вербы). Это происходит сразу после Евангелия. При помазании освященным елеем каждому даются вайи.

Служба совершается только по Триоди. Воскресные песнопения (в т.ч. Ангельский собор, Воскресение Христово видевше) не поются.

Текст службы в Неделю ваий. Песнопения Триоди Постной.

Песнопения Недели ваий в mp3.

Всенощное бдение накануне Вербного воскресенья в Сретенском монастыре. Запись 2010г.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 168:56 мин. Размер 81.1 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре. Запись 2010г.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 75:27 мин. Размер 36.3 Mb)

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются только из ТриодиMP3.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

После входа читаются три паремииMP3: первая — из Книги Бытия (49,1-2, 8-12), в которой патриарх Иаков дает наставления своим сыновьям; вторая – из Книги пророка Софонии (3,14-19), где говорится о том, что Господь по Своей благости спасает людей; третья – из Книги пророка Захарии (9, 9-15), в которой пророк предсказывает о торжественном входе Христа Спасителя в Иерусалим на осляти.

Совершается литияMP3.

Стихиры на стиховне поются из ТриодиMP3.

В Неделю ваий на благословении хлебов поются два тропаря: первый - Общее воскресениеMP3 (дважды) и второй - Спогребшеся Тебе крещениемMP3 (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - праздника Общее воскресениеMP3 (дважды), Слава и ныне - ин тропарь праздника Спогребшеся Тебе крещениемMP3.

По полиелее MP3 поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя ГосподнеMP3.

Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, глас 4: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей землиMP3.

Воскресение Христово видевше не поется. После Евангелия во время чтения 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: Господи Боже наш, седяй на ХерувимехMP3, затем окропляются ваии святой водой с произнесением слов (трижды): Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ваии раздаются во время помазания молящимся, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при ваиах (вербах), означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

На 9-й песни Честнейшую не поем. Вместо нее диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: Бог Господь и явися нам, и певцы продолжают: Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветьми, песньми зовуще: благословен Грядый во Имя Господа, Спаса нашего.

Стихиры на хвалитех - ТриодиMP3

Совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих: Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам.

Тропари по входе - тропарь праздника Общее воскресениеMP3, Слава - ин тропарь Спогребшеся Тебе крещениемMP3, И ныне - кондак праздника На престоле на НебесиMP3.

Поется Трисвятое.

Прокимен праздника, глас 4: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость ЕгоMP3.

Аллилуиа, глас 1: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Вместо Достойно есть поется ирмос 9-й песни канона Бог Господь, и явися нам, составите праздникMP3.

Причастен: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам.

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Св. Четыредесятницы к Страстной седмице.

Молитвы

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца
глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.

Ин тропарь праведного Василия Мангазейского
глас 8

Яко пресветлое солнце,/ возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране,/ в Мангазейских пределех,/ новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие!/ За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага/ распадением и немилосердием господина своего/ и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии,/ и муки неповинно претерпел еси,/ и кровь свою святую пролиял еси,/ желая вечнаго Царствия Небеснаго./ Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси/, и на земли прослави,/ и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих/ гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно./ И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое/ полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай,/ чтущим верою святую память твою,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь праведного Василия Мангазейского
глас 8

От града Ярославля Божиим смотрением/ в страну Сибирскую пришедшаго/ и за целомудрие от господина своего/ в Мангазеи пострадавшаго,/ блаженнаго Василия почтим,/ егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/ нетлением и чудесы прослави на земли./ Ты же, честный страдальче,/ предстательством своим страну нашу в мире сохрани/ и молися о спасении душ наших.

Кондак праведного Василия Мангазейского
глас 4

Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.

Ин кондак праведного Василия Мангазейского
глас 4

Иже новый в мученицех неповинный страдальче,/ святе Василие, преревновал еси Иосифу Прекрасному и Моисею Угрину во искушениих,/ за чистоту душевную и телесную/ муки неповинно претерпел если./ Сих ради прослави тя Бог,/ и святыя твоя мощи, по явлению твоему,/ от Мангазеи к Енисею во обитель Святыя Троицы/ ту сущим настоятелем принесошася/ и подают исцеления с верою приходящим/ и везде призывающим святое имя твое./ Страстотерпче святый,/ моли Христа Бога/ о православном народе нашем/ и о всех воех наших,/ победу и одоление нам на всех/ непросвещенных иноязычных людех даровати, споборствуя/, и от междоусобныя брани спастися всем моли.

Ин кондак праведного Василия Мангазейского
глас 4

Просветися Божественною благодатию, Боголюбче,/ целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси,/ темже и по смерти яви тя светлость жития твоего,/ источаеши бо чудесы,/ с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим:/ радуйся, святый Василие,/ Мангазейский и всея Сибири чудотворче.

Службы

Сайты приходов:

Храм входа Господня в Иерусалим г. Рязань (Рязанская епархия)
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим д. Посолодино (Псковская епархия)
Приход в честь Входа Господня в Иерусалим г. Арзамас (Нижегородская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Ростов (Ярославская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Верея (Московская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево г. Москва (Московская епархия)
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим г. Губбио (Корсунская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Иркутск (Иркутская епархия)
Храм св. Лидии г. Калининград (Калининградская епархия)
Храм в честь св. мч. Василия Мангазейского д. Октябревка (Тобольская епархия)
Храм в честь мученика Василия Мангазейского с. Красоселькуп (Салехардская епархия)

Статьи на Православие.Ru

Слово о святом причащении (в шестую неделю Поста)

Святитель Илия (Минятий)

Недостоин приблизиться я, грешный, к Богу, чтобы не быть наказанным, я, трава, – к огню, чтобы не быть сожженным. Но так как Ты меня зовешь и приглашаешь, я, нечистый, прихожу к Тебе, как источнику освящения, чтобы очиститься, больной, – к Тебе, Врачу душ, чтобы исцелиться, мертвый, – к Тебе, Хлебу животному, чтобы воскреснуть.

Вход Господень в Иерусалим

Иеромонах Роман (Матюшин)

Листвой, одеждой застилают Дорогу в Иерусалим! Шумят, бегут, провозглашают… День ликованья! А за ним – Демократичный суд Пилата, Архиерейская молва, Правозащитные солдаты, И терноносная Глава! Ведь знают, что Его распнут, И до́смерти пред смертью бьют!

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

3 / 16 апреля 2011 г.. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 173:01 мин. Размер 83.1 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Входа Господня в Иерусалим

4 / 17 апреля 2011 г.. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 77:55 мин. Размер 37.4 Mb)

Слово в Неделю Ваий

Иеромонах Иов (Гумеров)

Сегодня праздник – Вход Господень в Иерусалим. Господь проповедовал три с половиной года Евангелие Царствия. Проповедь эта проходила в основном в Галилеи и Десятиградии, и, главным образом, в Капернауме как в городе, который избрал Господь. Но на великие праздники Спаситель приходил в Иерусалим и, прежде всего, на праздник Пасхи. (MP3 файл. Продолжительность 18:02 мин. Размер 8.7 Mb)

Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески

Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.

«Ветер Пасхи дует нам в лица»

Протоиерей Александр Шаргунов

Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень?

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

30 марта / 12 апреля 2014 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:36:49 мин. Размер 113 Mb)

Верность обетований Божиих

Несмотря на наши предательства, лукавства, постоянную изменчивость – то, что Слово Божие называет прелюбодейством от Бога, Бог верен. Верны Его обетования. (MP3 файл. Продолжительность 20:12 мин. Размер 14.6 Mb)

Священномученик Никон и 199 его учеников

Сын язычника и христианки, святой Никон был взят на службу в армию и однажды в бою оказался в ситуации, когда его жизни угрожала опасность. Тогда он вспомнил наставления благочестивой матери и воскликнул: «Господи Иисусе Христе, приди ко мне на помощь!» Вооружившись знамением креста, он бросился в битву, откуда вышел славным победителем. Вернувшись на родину, Никон навестил мать, рассказал ей об этих событиях и поделился своими планами отправиться на Восток, к источникам веры, дабы там креститься.

Житие преподобноисповедника Сергия (Сребрянского)

«Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам».
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU