|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ » Храмы и Монастыри » Монастыри Санкт-Петербурга | |||||||||||||
|
Иоанновский ставропигиальный женский монастырьАдрес, телефоны и схема проезда: Тел. 234-24-27 Адрес: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная р. Карповки, 45/36 Монастырское начальство: Игумения СЕРАФИМА (Волошина) Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Комментарии читателей: |
|||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||
Дополнительная информация
В народе Свято-Иоанновский монастырь называют "Карповкой" или "монастырем дорогого батюшки Иоанна". И, всякий, кто приезжает в город на Неве, стремится попасть на Петроградскую сторону, на набережную небольшой речки Карповки.
В наше время монастырь находится в центре города, добраться до него можно от станции метро "Петроградская". А во времена св. пр. Иоанна Кронштадтского эта часть города только застраивалась, и сейчас именно здесь находятся самые характерные дома стиля "модерн". Сама архитектура монастыря на фоне "модерновых" построек выражает то противостояние мирского и церковного общество, которое особенно обострилось в начале ХХ столетия. Когда идешь по Каменноостровскому проспекту, разглядывая особняки и доходные дома с изощренными архитектурными украшениями, а потом выходишь на берег тихой речки Карповки и уже издалека видишь строгую византийскую базилику Иоанновского монастыря, - вспоминается бурная предреволюционная эпоха в жизни северной столицы. Вспоминается и пророчество отца Иоанна о созданном им монастыре: "Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного - многоизвестным". Сказаны эти слова были при закладке обители, которая состоялась в 1900 году. Всего за два года был воздвигнут величественный собор 12 апостолов. И, задуманный первоначально как СПБ подворье Сурского Архангельского монастыря, он стал самостоятельным монастырем, вторым по величине в СПБ епархии, славной своими многочисленными обителями. К 1917 году Иоанновский монастырь стал важнейшим центром духовной жизни, монастырских ремесел, благотворительной, издательской, просветительской деятельности. Плодоносило то дело "воцерковления Петербурга", начало которому положил отец Иоанн.
И ныне, как и сто лет назад, не иссякает поток паломников к святыням Иоанновского монастыря.
Архитектурный проект монастыря принадлежал Н. Н. Никонову, чертежи были сделаны уже 1899 году, а в мае 1900 года отец Иоанн благословил начать работы. Делопроизводителем при строительстве стала духовная дочь отца Иоанна - послушница Анна Семеновна Сергеева - будущая игуменья Ангелина. Уже в ходе строительства стало ясно, что грандиозная постройка должна стать не просто подворьем далекого Сурского монастыря, а самостоятельной обителью. 9 декабря 1902 года митрополит Антоний поддержал прошение отца Иоанна и обратился в Синод, предлагая назвать новый монастырь в честь прп. Иоанна Рыльского - небесного покровителя отца Иоанна. Просьба была удовлетворена. И уже 17 декабря был освящен главный престол соборного храма во имя Святых 12 апостолов. В 1903 году были освящены два придела большого двухсветного храма. Правый - во имя Казанской иконы Божьей Матери, левый - во имя прп. Андрея Критского и прп. Марии Египетской. Убранство собора было строгим и роскошным одновременно: иконостасы были дубовые, резные, престолы и жертвенники выполнены из белого мрамора, на восточной стене алтаря в окнах помещались многоцветные витражи. На аналоях в серебряных позолоченных киотах пребывали частицы мощей Святых угодников. Сейчас эта обстановка почти полностью восстановлена.
В храме были собраны иконы и кресты, пожертвованные св. пр. Иоанну, и его личные пожертвования обители. Среди них самыми ценными были - серебряный ковчег с мощами прп. Сергия Радонежского и прп. Александра Свирского.
В наше время к этим святыням прибавился киот с дарами со Святой Земли - первой настоятельницей Свято-Иоанновской обители в начале ее восстановления была игумения Георгия, нынешняя настоятельница монастыря в Горнем.
В этот киот вставлены частички Мамврийского дуба, камешки с горы Фавор и Голгофы, частица животворящего Креста Господня, святой елей и вода реки Иордан в сосудах, а также свечи, опаленные благодатным огнем у Гроба Господня.
Среди "новых святынь" обители особо нужно отметить икону св. пр. Иоанна с вложенной в ее киот епитрахилью великого совершителя Таинств, а также чудесным образом обновившуюся икону Покрова Божьей Матери. Икона эта была пожертвована монастырю храмом святителя Николая на Большеохтинском кладбище. Вернее, она была выбрана настоятельницей игуменьей Софией - к изумлению служителей сего храма, потому что икона была такая темная, что на ней с трудом удавалось различить фигуру Божьей Матери, держащей омофор.
В монастыре икону поместили в алтаре храма 12 апостолов. Вскоре после Пасхи 1992 года сестры стали замечать, что лик Пречистой Девы светлеет, а потом икона стала постепенно обновляться - сверху вниз. К празднику Святой Троицы почти все изображение обновилось и из грязно-серого стало небесно-голубым. Было получено благословение перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь акафист Покрову (что и сейчас совершается каждую пятницу после вечернего богослужения).
В то время, когда весть о чуде уже облетела весь город на Неве и верующие стали приезжать на Карповку не только к гробнице св. пр. Иоанна, но и для того, чтобы поклониться чудесно обновившейся иконе, открылось еще одно обстоятельство. На оборотной стороне иконы стала видна надпись: "Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1901 г. Лесна". Леснинский монастырь, расположенный на территории современной Польши, был одним из любимым и духовно опекаемых монастырей св. пр. Иоанном Кронштадтским. Праведник, прозревая будущие трагические события в России, при строительстве Иоанновской обители на Карповке велел сделать отдельный корпус "для лесничских монашенок". Уже после праведной кончины батюшки, во время Первой Мировой войны Леснинский монастырь частично был переведен в Петербург и именно на Карповку.
Можно сказать, что вернувшаяся на Карповку икона Покрова Божьей Матери (а вполне можно предполагать, что ее привезли в Петербург сестры Леснинского монастыря) была послана св. пр. Иоанном, как благословение возрождающейся обители.
Мы с вами побывали в главном храме обители. С него мы начали рассказ, как исторически первом по значимости. А теперь будем спускаться вниз. После первого лестничного марша нас встречает широкая площадка, от нее ведут две двери, направо и налево. Сюда паломники могут попасть только по особому приглашению - это покои настоятельницы монастыря и исторические покои св. пр. Иоанна Кронштадского, где ныне располагают покои Святейшего Патриарха - ведь монастырь на Карповке ставропигиальный. Сохранилось историческое описание этих покоев, благодаря которому их удалось воссоздать: "В среднем этаже под алтарями помещаются покои о. Иоанна: его моленная комната с угольником, полным икон, с иконами рядом на стенах и с постелью для отдохновения; над постелью Казанская икона Божьей Матери и икона Святителя Николая, искусно вышитая шерстями. Рядом с моленной кабинет с письменным столом; в углу большая икона Спасителя, призывающего всех труждающихся и обремененных; на стене в рамке телеграмма Государя Императора, приглашающая о. Иоанна на крещение Наследника Цесаревича Алексея Николаевича? В этих комнатах о. Иоанн останавливался во время постоянных приездов в столицу. Рядом находился большой зал, украшенный иконами, священными картинами и портретами членов императорской семьи. В этом зале батюшка принимал гостей после богослужений".
Вот мы стоим на площадке первого этажа монастырского здания - и направляем наш путь в маленький храм - первый по времени возведения при жизни св. пр. Иоанна и восстановления уже в наше время - прп. Иоанна Рыльского.
Слева от этого храма располагается лестница, ведущая в усыпальницу.
Маленький храм, где ныне покоятся мощи св. пр. Иоанна, был создан еще при его жизни и освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей - св. пророка Ильи и св. царицы Феодоры. Обратимся к историческому описанию: "Здесь в подземелье под могучими сводами, поддерживающими все колоссальное здание, построен чудный по красоте храм. Все стены, столбы, колонны и потолки покрыты полированными плитами белого мрамора или сделаны под мрамор. ?Иконостас весь высечен из белого мрамора, с чудной отделкой, выдержанной в русско-византийском стиле?
Этот храм, как и весь монастырь, построен по плану и указаниям архитектора Н. Н. Никонова. ?
В этом чудном, белом и светлом храме, соответствующем светлой личности дорогого батюшки, он теперь и почивает мирным сном. Стены и пол могилы состоят из сплошных плит белого мрамора. За плитами мрамора сплошной каркас из толстого котельного железа. Стены могилы возвышаются над полом храма на пол-аршина и тоже обложены мрамором. На дно могилы посыпано на два аршина мелкого песку, и на песок поставлен гроб. Гроб не зарыт в землю, а покрыт только массивной мраморной плитой".
В настоящее время вся эта обстановка воссоздана, только еще по стенам висят замечательные большие фотографические портреты батюшки. На гробницу положена икона св. пр. Иоанна. А в левой стороне храма создан "мемориал" игуменьи Ангелины. В 2000 году мощи матушки были перенесены с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры в ее родную обитель. Рядом с ее мраморной гробницей в витринах разложены нетленные части облачения, обретенные при поднятии мощей.
С первого же дня после погребения батюшки к его гробнице началось массовое паломничество. Непрерывно - с раннего утра до позднего вечера - совершались панихиды и молебны у гробницы. Происходили чудные исцеления, только в 1909 году их было зафиксировано 12. До самого закрытия монастыря (и под страхом ареста и после этого) на Карповку стекались паломники со всего света. Батюшку считали святым уже при жизни, а после его кончины люди стали получать различные уверения в том, что он предстоит Престолу Божью вместе с великими святыми угодниками.
В монастыре ведется Летопись чудесных событий, исцелений, помощи в житейских нуждах. Рассказы эти изданы в брошюрах, посвященных монастырю на Карповке.
Так и по смерти праведник продолжает приносить плоды своей молитвы Богу, как писал в своем дневнике "Моя жизнь во Христе": "Каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды".
Богослужения ежедневно в будни в 8.30. и в праздники в 9 утра и в 17 часов вечера.
Адрес: 197137, С.-Петербург, наб. р. Карповки 45.
Транспорт: ст. метро "Петроградская"; мрш. К222, К321, К98; авт. 10, трмв. 40.
Телефон: 234-24-27.
Интернет: http://www.spbreligion.ru/hram1.php?page=6
Настоятельница: игуменья Серафима (Волошина).
26/9/2005 Владимир