Рождество Христово.
История праздника.
Установление празднования
Рождества Христова относится к первым векам
христианства. До IV века в Восточных и Западных
Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6
января, был известен под именем Богоявления и
вначале относился собственно ко Крещению
Спасителя.
Основная и первоначальная цель
установления праздника — воспоминание и
прославление события явления во плоти Сына Божия.
Но была и другая причина и цель установления
праздника. Несколько раньше, чем в Православной
Церкви, празднование Крещения ввели у себя
еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане),
потому что они придавали самое большое значение в
жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили,
что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и
что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты
признавали во Христе человеческую природу только
призрачной; наконец, василидиане не признавали
воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум,
первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел
во Иордане на Иисуса, Который до того был простой
человек, доступный греху» (Климент
Александрийский). Но ничто так не увлекало
христиан в ересь, особенно в гностицизм, как
богослужение гностиков, полное гармонических и
красивых песен. Нужно было гностическому празднику
противопоставить свой, такой же.
И вот, Православная Церковь
установила и у себя торжественный праздник
Крещения Господня и назвала его Богоявлением,
внушая мысль, что в этот день Христос не стал
впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ
как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы
подорвать лжеумствования гностиков относительно
Крещения Христова, Церковь стала присоединять к
воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества
Христова. И, таким образом, в IV веке по всему
Востоку Крещение и Рождество праздновались в один
день, а именно 6 января, под общим именем
Богоявления. Первоначальным основанием для
празднования Рождества Христова 6 января (как и
Крещения) служило не историческое соответствие
этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа,
который и в древности в точности не был известен,
а таинственное понимание соотношения между первым
и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и
Начальником жизни и спасения. Второй Адам —
Христос, по таинственному созерцанию Древней
Церкви, родился и умер в тот же день, в который
сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему
соответствовало 6 января, первого месяца года.
Праздник Рождества Христова был
впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в
первой половине IV века (при папе Юлии).
Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела
в виду создать противовес языческому культу солнца
и предохранить верующих от участия в нем.
Перенесение праздника на 25-е число и
торжественное его богослужение имело своей целью
поставить противовес языческим суевериям и тем
самым обратить сердца людей к познанию истинного
Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал
языческий праздник в честь зимнего солнцеворота
— день (рождения) явления непобедимого
солнца, которого не могла одолеть зима и которое с
этого времени идет к весне. Этот праздник
обновляющегося «бога солнца» был днем
разнузданных увеселений народа, днем забав для
рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе
этот день был как нельзя более приличен для
воспоминания события Рождества Иисуса Христа,
Который в Новом Завете называется Солнцем Правды,
Светом мира, Спасителем людей, Победителем
смерти.
Празднование Рождества Христова
25 декабря в Восточной Церкви было введено позже,
чем в Западной, а именно – во второй
половине IV века. Впервые раздельное празднование
Рождества Христова и Крещения Господня было
введено в Константинопольской Церкви около 377
года по указанию императора Аркадия по обычаю
Римской Церкви и благодаря энергии и силе
красноречия святого Иоанна Златоуста. Из
Константинополя обычай праздновать Рождество
Христово 25 декабря распространился по всему
православному Востоку.
Установление празднования
рождества Христова 25 декабря имело еще и другое
основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св.
Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св.
Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е
число декабря месяца исторически более всего
соответствует дню самого рождения Господа Иисуса
Христа.
Из рассматриваемых в настоящей
службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству
Христову, наиболее древними, надо полагать,
являются 1-я стихира на «Господи,
воззвах», кондак и икос. Кондак и икос
составлены в VI веке св. Романом Сладкопевцем. Им
составлены 24 икоса, из которых современная служба
сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь
и светилен праздника также весьма древне.
Уже в VII-VIII вв. известны Минеи
со службами Рождеству Христову в целом их виде. В
Х веке имелись уже службы предпразднства и
попразднства. А в XI-XII вв. служба, посвященная
Рождеству Христову, принимает на востоке такой вид
в изменяющихся ее частях, как и современная
служба.
Составителями современной службы
на Рождество Христово являются, в основном,
песнотворцы VI—IX веков: св. Роман
Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский
(стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх
Константинопольский (ряд стихир на «Господи,
воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн
Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св.
Косма Маиумский (канон) и другие.
Версия для печати