Каиново прешед убийство,
произволением бых убийца совести
душевней, оживив плоть и воевав на
ню лукавыми моими деяньми.
Превзойдя Каиново убийство,
сознательным произволением, через
оживление греховной плоти, я
сделался убийцею души,
вооружившись против нее злыми
моими делами.
Быт.
4, 8
Припев: Помилуй мя, Боже,
помилуй мя.
Авелеве, Иисусе, не уподобихся
правде, дара Тебе приятна не
принесох когда, ни деяния
Божественна, ни жертвы чистыя, ни
жития непорочнаго.
Авелевой праведности, Иисусе, я
не подражал, никогда не приносил
Тебе приятных даров, ни дел
богоугодных, ни жертвы чистой, ни
жизни непорочной.
Аще и согреших, Спасе, но вем,
яко Человеколюбец еси, наказуеши
милостивно и милосердствуеши
тепле, слезяща зриши и притекаеши,
яко отец, призывая блуднаго.
Хотя я и согрешил, Спаситель,
но знаю, что Ты человеколюбив;
наказываешь с состраданием и
милуешь с любовью, взираешь на
плачущего и спешишь, как Отец,
призвать блудного.
Пресущная Троице, во Единице
покланяемая, возми бремя от мене
тяжкое греховное и, яко
благоутробна, даждь ми слезы
умиления.
Пресущественная Троица, Которой
мы поклоняемся как Единому
существу, сними с меня тяжелое
бремя греховное и, как
Милосердная, даруй мне слезы
умиления.
И ныне,
Богородичен:
Богородице, Надежде и
Предстательство Тебе поющих, возми
бремя от мене тяжкое греховное и,
яко Владычица Чистая, кающася
приими мя.
Богородице, Надежда и Помощь
всем воспевающих Тебя, сними с
меня тяжелое бремя греховное и,
как Владычица Непорочная, прими
меня кающегося.
Песнь
2
Ирмос: Вонми, Небо,
и возглаголю, и воспою Христа, от
Девы плотию
пришедшаго.
Внемли, небо, я буду
возвещать и воспевать Христа,
пришедшего во плоти от
Девы.
Троица несоставная,
несозданная, Существо
Безначальная, в троичности лиц
воспеваемая, спаси нас, с верою
поклоняющихся силе Твоей.
И ныне,
Богородичен:
От Отца безлетна Сына в лето,
Богородительнице, неискусомужно
родила еси, странное чудо,
пребывши Дева доящи.
Ты, Богородительница, не
испытавши мужа, во времени родила
Сына от Отца вне времени и –
дивное чудо: питая молоком,
пребыла Девою.
Песнь
4
Ирмос: Услыша
пророк пришествие Твое, Господи, и
убояся, яко хощеши от Девы
родитися и человеком явитися, и
глаголаше: услышах слух Твой и
убояхся, слава силе Твоей,
Господи.
Услышал пророк о
пришествии Твоем, Господи, и
устрашился, что Тебе угодно
родиться от Девы и явиться людям,
и сказал: услышал я весть о Тебе и
устрашился; слава силе Твоей,
Господи.
Припев: Помилуй мя, Боже,
помилуй мя.
Бди, о душе моя, изрядствуй
якоже древле великий в патриарсех,
да стяжеши деяние с разумом, да
будеши ум, зряй Бога, и достигнеши
незаходящий мрак в видении, и
будеши великий купец.
Бодрствуй, душа моя, будь
мужественна, как великий из
патриархов, чтобы приобрести себе
дело по разуму, чтобы обогатиться
умом, видящим Бога, и проникнуть в
неприступный мрак в созерцании и
получить великое сокровище.
Дванадесять патриархов великий
в патриарсех детотворив, тайно
утверди тебе лествицу деятельнаго,
душе моя, восхождения: дети, яко
основания, степени яко
восхождения, премудренно
подложив.
Великий из патриархов, родив
двенадцать патриархов, таинственно
представил тебе, душа моя,
лестницу деятельного восхождения,
премудро расположив детей как
ступени, а свои шаги, как
восхождения вверх.
Припев: Помилуй мя, Боже,
помилуй мя.
Исава возненавиденнаго
подражала еси, душе, отдала еси
прелестнику твоему первыя доброты
первенство и отеческия молитвы
отпала еси, и дважды поползнулася
еси, окаянная, деянием и разумом:
темже ныне покайся.
Подражая ненавиденному Исаву,
душа, ты отдала соблазнителю
своему первенство первоначальной
красоты и лишилась отеческого
благословения и, несчастная, пала
дважды, деятельностью и
разумением, поэтому ныне
покайся.
Едом Исав наречеся, крайняго
ради женонеистовнаго смешения:
невоздержанием бо присно
разжигаемь и сластьми оскверняемь,
Едом именовася, еже глаголется
разжжение души любогреховныя.
Исав был назван Едомом за
крайнее пристрастие к женолюбию;
он непрестанно разжигаясь
невоздержанием и оскверняясь
любострастием, назван Едомом, что
значит – «распаление
души грехолюбивой».
Иова на гноищи слышавши, о душе
моя, оправдавшагося, того мужеству
не поревновала еси, твердаго не
имела еси предложения во всех, яже
веси, и имиже искусилася еси, но
явилася еси нетерпелива.
Слышав об Иове, сидевшем на
гноище, ты, душа моя, не подражала
ему в мужестве, не имела твердой
воли во всем, что узнала, что
видела, что испытала, но оказалась
нетерпеливою.
Иже первее на престоле, наг
ныне на гноище гноен, многий в
чадех и славный, безчаден и
бездомок напрасно: палату убо
гноище и бисерие струпы
вменяше.
Бывший прежде на престоле,
теперь – на гноище,
обнаженный и изъязвленный; имевший
многих детей и знаменитый,
внезапно стал бездетным и
бездомным; гноище считал он своим
чертогом и язвы –
драгоценными камнями.
И раждаеши, и девствуеши, и
пребываеши обоюду естеством Дева,
Рождейся обновляет законы
естества, утроба же раждает
нераждающая. Бог идеже хощет,
побеждается естества чин: творит
бо, елика хощет.
И рождаешь Ты, и остаешься
Девою, в обоих случаях сохраняя по
естеству девство. Рожденный Тобою
обновляет законы природы, а
девственное чрево рождает; когда
хочет Бог, то нарушается порядок
природы, ибо Он творит, что
хочет.
Песнь
5
Ирмос: От нощи
утренююща, Человеколюбче,
просвети, молюся, и настави и мене
на повеления Твоя, и научи мя,
Спасе, творити волю Твою.
От ночи бодрствующего,
просвети меня, молю,
Человеколюбец, путеводи меня в
повелениях Твоих и научи меня,
Спаситель, исполнять Твою
волю.
Аще бабы слышала еси, убивающыя
иногда безвозрастное мужеское,
душе окаянная, целомудрия деяние,
ныне, яко великий Моисей, сси
премудрость.
Если ты слышала, несчастная
душа, о повивальных бабках,
некогда умерщвлявших новорожденных
младенцев мужского пола, то
теперь, подобно Моисею,
млекопитайся мудростью.
Яко Моисей великий египтянина,
ума уязвивши окаянная, не убила
еси, душе; и како вселишися,
глаголи, в пустыню страстей
покаянием?
Подобно великому Моисею,
поразившему египтянина, ты, не
умертвила, несчастная душа,
гордого ума; как же, скажи,
вселишься ты в пустыню от страстей
через покаяние?
Яко удари Моисей, раб Твой,
жезлом камень, образно
животворивая ребра Твоя
прообразоваше, из нихже вси питие
жизни, Спасе, почерпаем.
Как Моисей, раб Твой, ударив
жезлом о камень, таинственно
предызобразил животворное ребро
Твое, Спаситель, из которого все
мы почерпаем питие жизни.
Припев: Помилуй мя, Боже,
помилуй мя.
Испытай, душе, и смотряй, якоже
Иисус Навин, обетования землю,
какова есть, и вселися в ню
благозаконием.
Исследуй, душа, подобно Иисусу
Навину, и обозри обещанную землю,
какова она, и поселись в ней путем
исполнения закона.
Слава, Троичен:
Троица есмь Проста,
Нераздельна, раздельна Личне и
Единица есмь естеством соединена,
Отец глаголет, и Сын, и
Божественный Дух.
Я – Троица Простая,
Нераздельная, раздельная в Лицах и
Единица, соединенная по существу;
свидетельствует Отец, Сын и
Божественный Дух.
И ныне,
Богородичен:
Утроба Твоя Бога нам роди,
воображена по нам: Егоже, яко
Создателя всех, моли, Богородице,
да молитвами Твоими
оправдимся.
Чрево Твое родило нам Бога,
принявшего наш образ; Его, как
Создателя всего мира, моли,
Богородица, чтобы по молитвам
Твоим нам оправдаться.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава, и ныне:
Кондак,
глас 6:
Душе моя, душе моя,
востани, что спиши? Конец
приближается, и имаши смутитися:
воспряни убо, да пощадит тя
Христос Бог, везде сый и вся
исполняяй.
Душа моя, душа моя,
восстань, что ты спишь? Конец
приближается, и ты смутишься;
пробудись же, чтобы пощадил тебя
Христос Бог, Вездесущий и все
наполняющий.
Песнь7
Ирмос: Согрешихом,
беззаконновахом, неправдовахом
пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже
сотворихом, якоже заповедал еси
нам; но не предаждь нас до конца,
отцев Боже.
Мы согрешили, жили
беззаконно, неправо поступали пред
Тобою, не сохранили, не исполнили,
что Ты заповедал нам; но не оставь
нас до конца, Боже
отцов.
Кивот яко ношашеся на
колеснице, Зан оный, егда
превращшуся тельцу, точию коснуся,
Божиим искусися гневом; но того
дерзновения убежавши, душе,
почитай Божественная честне.
Когда ковчег везли на
колеснице, то Оза, когда вол
свернул в сторону, лишь только
прикоснулся, испытал на себе гнев
Божий, но, душа, избегая его
дерзости, благоговейно почитай
Божественное.
Слышала еси Авессалома, како на
естество воста, познала еси того
скверная деяния, имиже оскверни
ложе Давида отца; но ты подражала
еси того страстная и любосластная
стремления.
Ты слышала об Авессаломе, как
он восстал на самую природу,
знаешь гнусные его деяния,
которыми он обесчестил ложе отца
– Давида; но ты сама
подражала его страстным и
сластолюбивым порывам.
Покорила еси неработное твое
достоинство телу твоему, иного бо
Ахитофела обретше врага, душе,
снизшла еси сего советом; но сия
разсыпа Сам Христос, да ты всяко
спасешися.
Свободное свое достоинство ты,
душа, подчинила своему телу, ибо,
нашедши другого Ахитофела-врага,
ты склонилась на его советы, но их
рассеял Сам Христос, чтобы ты
спасена была.
Соломон чудный и благодати
премудрости исполненный, сей
лукавое иногда пред Богом
сотворив, отступи от Него; емуже
ты проклятым твоим житием, душе,
уподобилася еси.
Чудный Соломон, будучи
преисполнен дара премудрости,
некогда, сотворив злое пред Богом,
отступил от Него; ему ты
уподобилась, душа, своей жизнью,
достойной проклятия.
Сластьми влеком страстей своих,
оскверняшеся, увы мне, рачитель
премудрости, рачитель блудных жен,
и странен от Бога; егоже ты
подражала еси умом, о душе,
сладострастьми скверными.
Увлекшись сластолюбивыми
страстями, осквернился, увы,
ревнитель премудрости, возлюбив
нечестивых женщин и отчуждившись
от Бога; ему, душа, ты сама
подражала в уме постыдным
сладострастием.
Ровоаму поревновала еси, не
послушавшему совета отча, купно же
и злейшему рабу Иеровоаму,
прежнему отступнику, душе, но
бегай подражания и зови Богу:
согреших, ущедри мя.
Ты поревновала, душа, Ровоаму,
не послушавшему совета отеческого,
и вместе злейшему рабу Иеровоаму,
древнему мятежнику; избегай
подражание им и взывай к Богу:
согрешила я, умилосердись надо
мною.
Троице Простая, Нераздельная,
Единосущная и Естество Едино,
Светове и Свет, и Свята Три, и
Едино Свято поется Бог Троица; но
воспой, прослави Живот и Животы,
душе, всех Бога.
Троица Простая, Нераздельная,
Единосущная, Единая Естеством,
Светы и Свет и Три Святы и Едино
(Лицо) Свято, Бог-Троица,
воспеваемая в песнопениях; воспой
же и ты, душа, прославь Жизнь и
Жизни – Бога всех.
И ныне,
Богородичен:
Поем Тя, благословим Тя,
покланяемся Ти, Богородительнице,
яко Неразлучныя Троицы породила
еси Единаго Христа Бога и Сама
отверзла еси нам, сущим на земли,
небесная.
Воспеваем Тебя, благословляем
Тебя, поклоняемся Тебе,
Богородительница, ибо Ты родила
Единого из Нераздельной Троицы
Христа Бога и Сама открыла для
нас, живущих на земле, небесные
обители.
Песнь
8
Ирмос: Егоже
воинства небесная славят, и
трепещут Херувими и Серафими,
всяко дыхание и тварь, пойте,
благословите и превозносите во вся
веки.
Кого прославляют
воинства небесные и пред Кем
трепещут Херувимы и Серафимы,
Того, все существа и творения,
воспевайте, благословляйте и
превозносите во все
века.
Припев: Помилуй мя, Боже,
помилуй мя.
Ты Озии, душе, поревновавши,
сего прокажение в себе стяжала еси
сугубо: безместная бо мыслиши,
беззаконная же дееши; остави, яже
имаши, и притецы к покаянию.
Соревновав Озии, душа, ты
получила себе вдвойне его проказу,
ибо помышляешь недолжное и делаешь
беззаконное; оставь, что у тебя
есть и приступи к покаянию.
Ниневитяны, душе, слышала еси
кающыяся Богу, вреищем и пепелом,
сих не подражала еси, но явилася
еси злейшая всех, прежде закона и
по законе прегрешивших.
Ты слышала, душа, о
ниневитянах, в рубище и пепле
каявшихся Богу; им ты не
подражала, но оказалась упорнейшею
всех, согрешивших до закона и
после закона.
Иона в Фарсис побеже,
проразумев обращение ниневитянов,
разуме бо, яко пророк, Божие
благоутробие: темже ревноваше
пророчеству не солгатися.
Иона побежал в Фарсис, предвидя
обращение ниневитян, ибо он, как
пророк, знал милосердие Божие и
вместе ревновал, чтобы пророчество
не оказалось ложным.
Ветхаго Завета вся приведох ти,
душе, к подобию; подражай
праведных боголюбивая деяния,
избегни же паки лукавых
грехов.
Из Ветхого Завета всех я привел
тебе в пример, душа; подражай
богоугодным деяниям праведных, и
избегай грехов людей порочных.
Слава, Троичен:
Безначальне Отче, Сыне
Собезначальне, Утешителю Благий,
Душе Правый, Слова Божия Родителю,
Отца Безначальна Слове, Душе Живый
и Зиждяй, Троице Единице, помилуй
мя.
Безначальный Отче,
Собезначальный Сын, Утешитель
благий, Дух правды, Родитель Бога
Слова, Слово Безначальное Отца,
Дух Животворящий и Созидающий,
Троица Единая, помилуй меня.
И ныне,
Богородичен:
Яко от обращения червленицы,
Пречистая, умная багряница
Еммануилева внутрь во чреве Твоем
плоть исткася. Темже Богородицу
воистинну Тя почитаем.
Мысленная порфира – плоть
Еммануила соткалась внутри Твоего
чрева, Пречистая, как бы из
вещества пурпурного; потому мы
почитаем Тебя, Истинную
Богородицу.
Рождество от
бессеменного зачатия неизъяснимо,
безмужной Матери нетленен Плод,
ибо рождение Бога обновляет
природу. Поэтому Тебя, как
Богоневесту-Матерь мы, все роды,
православно величаем.
Припев: Помилуй мя, Боже,
помилуй мя.
Христос искушашеся, диавол
искушаше, показуя камение, да
хлеби будут, на гору возведе
видети вся царствия мира во
мгновении; убойся, о душе,
ловления, трезвися, молися на
всякий час Богу.
Христос был искушаем; диавол
искушал, показывая камни, чтобы
они обратились в хлебы; возвел Его
на гору, чтобы видеть все царства
мира в одно мгновение; бойся,
душа, этого обольщения, бодрствуй
и ежечасно молись Богу.
Горлица пустыннолюбная, глас
вопиющаго возгласи, Христов
светильник, проповедуяй покаяние,
Ирод беззаконнова со Иродиадою.
Зри, душе моя, да не увязнеши в
беззаконныя сети, но облобызай
покаяние.
Пустыннолюбивая горлица, голос
вопиющего, Христов светильник
взывал, проповедуя покаяние, а
Ирод беззаконствовал с Иродиадою;
смотри, душа моя, чтобы не впасть
тебе в сети беззаконных, но
возлюби покаяние.
В пустыню вселися благодати
Предтеча, и Иудея вся и Самария,
слышавше, течаху и исповедаху
грехи своя, крещающеся усердно:
ихже ты не подражала еси,
душе.
Предтеча благодати обитал в
пустыне и все иудеи и самаряне
стекались слушать его и
исповедовали грехи свои, с
усердием принимая крещение. Но ты,
душа, не подражала им.
Брак убо честный и ложе
нескверно, обоя бо Христос прежде
благослови, плотию ядый, и в Кане
же на браце воду в вино совершая,
и показуя первое чудо, да ты
изменишися, о душе.
Брак честен и ложе непорочно,
ибо Христос благословил их
некогда, в Кане на браке вкушая
пищу плотию и претворяя воду в
вино, совершая первое чудо, чтобы
ты, душа, изменилась.
Разслабленнаго стягну Христос,
одр вземша, и юношу умерша
воздвиже, вдовиче рождение, и
сотнича отрока, и самаряныне
явися, в дусе службу тебе, душе,
предживописа.
Христос укрепил расслабленного,
взявшего постель свою; воскресил
умершего юного сына вдовы, исцелил
слугу сотника и, открыв Себя
самарянке, предначертал тебе,
душа, служение Богу духом.
Кровоточивую исцели
прикосновением края ризна Господь,
прокаженныя очисти, слепыя и
хромыя просветив исправи, глухия
же, и немыя, и ничащия низу исцели
словом: да ты спасешися, окаянная
душе.
Господь исцелил кровоточивую
через прикосновение к одежде Его,
очистил прокаженных, дал прозрение
слепым, исправил хромых, глухих,
немых и уврачевал словом
скорченную, чтобы ты спаслась,
несчастная душа.
Отца прославим, Сына
превознесем, Божественному Духу
верно поклонимся, Троице
Нераздельней, Единице по существу,
яко Свету и Светом, и Животу и
Животом, животворящему и
просвещающему концы.
Прославим Отца, превознесем
Сына, с верою поклонимся
Божественному Духу, Нераздельной
Троице, Единой по существу, как
Свету и Светам, Жизни и Жизням,
животворящему и просвещающему
пределы вселенной.
И ныне,
Богородичен:
Град Твой сохраняй,
Богородительнице Пречистая, в Тебе
бо сей верно царствуяй, в Тебе и
утверждается, и Тобою побеждаяй,
побеждает всякое искушение, и
пленяет ратники, и проходит
послушание.
Сохраняй град Свой, Пречистая
Богородительница. Под Твоею
защитою он царствует с верою, и от
Тебя получает крепость, и при
Твоем содействии неотразимо
побеждает всякое бедствие, берет в
плен врагов и держит их в
подчинении.
Припев: Преподобне отче
Андрее, моли Бога о нас.
Андрее честный и отче
треблаженнейший, пастырю Критский,
не престай моляся о воспевающих
тя, да избавимся вси гнева и
скорби, и тления, и прегрешений
безмерных, чтущии твою память
верно.
Андрей досточтимый, отец
преблаженный, пастырь Критский, не
переставай молиться за воспевающих
тебя, чтобы избавиться от гнева,
скорби, погибели и бесчисленных
прегрешений нам всем, искренно
почитающим память твою.