Преображение Господне (6/19 августа).
Литургическое освещение праздника.
История праздника
Событие Преображения Господня на Фаворе описывается в
Святом Евангелии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 23-36).
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу.
Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что
ученики Его веруют в Него как в Сына Божия, и однажды на
вопрос Его к ним: «Вы за кого почитаете Меня?»
— апостол Петр ответил: «Ты – Христос,
Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16). После этого
Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что
Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть.
Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой
на гору Фавор помолиться «верховных учеников»
Петра, Иакова и Иоанна — именно тех апостолов,
которые, по выражению церковной стихиры, «хотели
быть с Ним и во время предания Его», берет их, чтобы
они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не
устрашились, когда наступит час Его страданий.
И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, и
одеяние Его стало бело как снег. С преобразившимся
Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два
ветхозаветных мужа, давно оставивших землю: Моисей и Илия.
Они беседовали об исходе, который предлежал Христу в
Иерусалиме, о конце Его земной жизни, о Его кресте и
смерти.
Апостол Петр в порыве восторга от Фаворского сияния
воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если
хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну,
и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих
восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило
находившихся на горе, а из облака раздался чудный
Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в
Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе
подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы
праздника, при этом изъясняется и глубокий его
догматический и нравственный смысл.
Явившиеся преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие
«Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и
неопальный небошественник» (этим своим явлением)
свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого
Существа Сияние, господствуяй живыми и мертвыми»;
они свидетельствовали, что это есть «Творец и
Исполнитель закона и пророков». И был к апостолам
«глас свыше Отечь, из облак шумно
предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же
… из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный
Мой, Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых
и исповедающих «нераздельную державу
Божества».
Моисей и Илия своим явлением свидетельствуют о Божестве
Спасителя. Их беседа со Христом о завершении Им
спасительного подвига крестными страданиями подтверждает,
что Преображение Господне «провозвещало и славное
Креста ради спасительное Воскресение», и избавление
мира от преступления.
На Фаворской горе Христос Спаситель, преобразившись,
показал «славу Божественного Своего зрака
(образа)», славу Своего Божества, «являя
началообразныя доброты благолепие и то не
всесовершенно...». Удостоверяя учеников о Своем
Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их,
«да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже
можаху вмещати, телесныма очима стерпяще».
Поэтому-то «Божества Своего (только) малу зарю
обнажив» Спаситель, скрывая «под плотию
сокровенную молнию Своего Существа и Божественного
благолепия».
«Создавший невидимыми руками человека по образу
Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем
создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не
как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании
Божества), будучи Богом и Человеком».
В Преображении уже ясно открывается тайна
домостроительства Божия о нашем спасении,
«превечное, сокровенное таинство» явления Сына
Божия во плоти для спасения людей.
В Преображении Господь явил Свое «неизреченное
смотрение, и милость, и многое милосердие», которым
спас мир, «грехом погибающий».
В Преображении ясно было показано обожение человеческой
природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель
«очерневшее Адамово естество, преображься, облистати
паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества
славу же и светлость». «Во всего Адама
облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси,
древле естество и изменением зрака (Лица) Твоего,
богосоделал (обожил) еси». В ряде стихир праздника
указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим
имя Христово: всем следует преображаться под яркими и
животворящими лучами света Христова, всем следует устроить
свою жизнь по заветам Христа, Его слушать («Того
послушайте»).
В лице апостолов Христос Своим Преображением показывает и
всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей
(жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы
сподобятся».
История праздника
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке.
Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св.
Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке
показывает, что начало его должно относиться к
предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло
до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского
(635-680). В этом слове термин «Преображение»
рассматривается не только в догматическом смысле, но и в
смысле действительного торжественного праздника Церкви. В
VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский
составили ряд стихир и каноны, которыми Православная
Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.
Предпразднство и попразднство
Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5
августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа).
Отдание праздника совершается 13 августа.
Версия для печати