Литургическое освещение праздника.
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой
Богородицы составлены несколькими церковными
песнопевцами. В числе авторов стихир упоминаются имена
Константинопольских Патриархов: святых Анатолия, Германа
и Сергия; святого Андрея, архиепископа Критского,
Стефана святоградца. Каноны подписаны именами
преподобного Иоанна Дамаскина и святого Андрея
Критского. Упомянутые авторы в своих творениях
раскрывают историю и общецерковное значение Рождества
Богородицы. История праздника у них передается сжато.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой
Богородицы изобилует библейскими терминами,
сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными
пророчествами.
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога
праведникам. Неплодные ложесна Анны отверз именно Сын
Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику
Жизни. Так, Богосыновним мановением святая Анна
соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый
колос – Богородицу.
Можно себе представить радость праведных родителей,
осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил всем:
«Мне родился жезл, от которого прорастет цвет
— Христос». Праведная же Анна, кормя
младенца своим млеком, была готова от радости плескать
руками и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила
Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы....
Сорадуйтесь мне, вси сыны Израиля, ибо вот Господь дал
мне Одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее
веселие, радость и спасение».
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на
служение Богу. По достижении Ею трехлетнего возраста они
действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский
храм для воспитания и вскормления рукою Ангела.
Говоря библейски, от Анны — малого чертога —
родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной
двери, но не знающий входа плотского общения.
Рождество Пресвятой Богородицы, многозначительное для
всего человеческого рода, торжественно чтится во
Вселенской Церкви по устроению Сына Божия. Иоакиму и
Анне, высшим всех земных родителей, сорадуется мир
ангельский и человеческий не без глубокого основания.
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием
явления на землю во плоти Солнца правды — Христа.
Оно означало приближение времени разрушения греха,
осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на
скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на
земле.
В Лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила
Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу,
начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.
Всецарица Богородица есть по своему достоинству Матерь
Жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с
Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного
света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль
назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к
востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого
Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия,
Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех
светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение,
предвозвещающее начало спасения людей от духовного
бесплодия, вызывает «шум празднующих» и
созидает церковное благолепное торжество.
Весть о рождении Богоматери, по словам песнопевцев,
достигает прародителей Адама и Евы. Отлагая печаль, они
побуждаются говорить:
«Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа
избавимся от клятвы». Праматерь же Ева ублажает
свою Внучку приветственным восклицанием: «Мне
родилось ныне избавление. Ради Девы я освобожусь от
адских уз».
Подобно Адаму и Еве, о рождении Пресвятой Девы Марии
радуется и праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог
мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего
чрева Девицу. Из Нее родится на Моем престоле Царь
Христос, имеющий вечно незыблемое Царство».
К приведенным общим упоминаниям о значении Рождества
Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд
замечаний об участии Богоматери в восстановлении
человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях канонов праздника,
например, высказывается мысль, что Чистая Богоматерь и
Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о
даровании людям первого блаженства. Для склоняющихся к
аду Она — мост жизни. Ею попран бесстыдный ад, а
всеродная Ева введена в твердую жизнь. Она отверзла вход
в рай, затворенный древним преступлением и, как
непорочная Агница, привела в наше существо Агнца Христа.
От Неё родился Богомладенец — Огнь по Божеству и
Отчее Слово — и в Ее чреве из всечеловеческой
персти создал тело, не всеянное земным отцом.
Некогда уста Патриарха Иакова, благословляющего сына
своего Иуду, назвали Богородицу Летораслью,
произращающей Сына Божия действием Святого Духа.
Пречистая Дева действительно была посредницей
Боговоплощения. Во время Архангельского благовещения, по
благоволению Бога Отца, Её осенил Божественный Дух и
вселилось в Нее Слово Отчее. Рождением воплотившегося
Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира.
После всего сказанного выше становится понятною причина
всемирного почитания зачатия и рождения Пресвятой
Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут
песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму
безблагодатности и принесла человечеству избавление от
вечной смерти и дарование обожения.
История праздника.
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось
только в древнем церковном предании (см. в книгах
блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).
Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества
Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник
есть для нас начало праздников. Он служит дверью к
благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился
одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии)
уготовляется в новое жилище Творцу». По словам
святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества
Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что
Богородицею весь человеческий род обновился и печаль
праматери Евы пременилась в радость».
«Раждается убо (Дева), и мир с Нею
обновляется».
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы
установлен Церковью в глубокой древности. Указание на
него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в
начале этого века, по свидетельству древнего предания,
построила в Палестине храм в честь Рождества Божией
Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого
Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж.
Августина. В честь праздника составлены многие
песнопения святыми песнотворцами (в V в. –
Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в.
— Стефаном Святоградским, в VII в. — святым
Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном
Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в
IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и
теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с
древних времен «язык всяк православных похваляет и
блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии,
Богоневесты».