Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2017


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
18Февраль
пятница Новый стиль)
3Март
Седмица 1-я Великого поста. Глас 3.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Льва, Папы Римского (461).

Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450). Прп. Космы Яхромского (1492).

Прп. Владимира исповедника (1933).

Евангельские Чтения

На 6-м часе: Ис. III, 1-14. На веч.: Быт. II, 20 - III, 20. Притч. III, 19-34.

Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве - молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.

Некоторые особенности богослужения

Общее понятие о великопостном богослужении.

О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.

Текст службы в пятницу 1-й седмицы. Песнопения Триоди Постной.

Утреня
Начинается с двупсалмия (псалмы 19, 20).
После шестопсалмия и мирной ектении вместо вместо Бог Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные тропари гласа.
Стихословятся 3 кафизмы – 13-я (псалмы 91-100), 14-я (псалмы 101-104 ), 15-я (псалмы 105-108 ).
Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди) поются в соединении с библейскими песнями.
Читается вседневное славословие.
После молитвы Небесный Царю священник читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

Общие особенности великопостных часов: на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма. На каждом часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь часа. В конце каждого часа произносится молитва св. Ефрема Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к ним присоединяются изобразительны и вечерня.

1-й час
Кафизма не полагается.
Тропарь часа Заутра услыши глас мой.

Также поется Стопы моя направи.

3-й час
Стихословится 19-я кафизма (псалмы 134-142).
Тропарь часа Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа.

6-й час
Стихословится 20-я кафизма (псалмы 143-150).
Тропарь часа Иже в шестый день же и час.
Читается тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен

9-й час
Кафизма не полагается.
Тропарь часа Иже в девятый час.

В конце 9-го часа молитва св. Ефрема Сирина с 3 поклонами.

Изобразительны
После 9-го часа отверзается завеса от царских врат и хор поет Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем .
После молитвы Боже, ущедри ны - молитва св. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

С древних времен Православная Церковь для особого, благоговейного почитания св. Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает Литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Св. Даров.

Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается возгласом священника Благословено Царство.

Стихословится 18-я кафизма (псалмы 119-133), разделенная на три части - антифона. По каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.

Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени. По благочестивому обычаю, во время чтения 3-го антифона то же делают и все молящиеся в храме.

После кафизмы поются стихиры на Господи воззвах. При пении последней стихиры на И ныне открываются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется Свете Тихий.
Читается прокимен и паремия. По окончании паремии поется второй прокимен.

После пения прокимна священник, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит: Премудрость, прости, и обратясь на запад к народу, воздвигает свечу с кадилом и возглашает: Свет Христов просвещает всех. В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом - Светом истины, преклоняются до земли.

Читается вторая паремия.
Поются избранные стихи 140 псалма Да исправится молитва моя.
По окончании пения Да исправится молитва моя священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с 3 поклонами.

На пении Ныне силы НебесныяMP3 открываются царские врата, молящиеся становятся на колени.
По окончании пения Верою и любовию полагаются три поклона.

Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину (это действие указывает, что Литургия Преждеосвященных Даров неполная).

Запричастный стих: Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды).

Причащение народа совершается по обычному чину.
Младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают.

После возгласа Спаси, Боже, люди Твоя, хор поет Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ Господь.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.

В конце Литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна.

Молитвы

Тропарь преподобного Космы Яхромского
глас 4

Горняго желая премирнаго жития,/ дольняя возненавидел еси,/ и, взем крест свой, последовал еси Христу,/ и в пустыню вселился еси, досточудне,/ в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих./ Темже в тя вселися Пресвятый Дух,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ испроси людем православным здравие и спасение/ и не забуди посещая чад своих,/ совершающих священную память твою,/ Космо, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Космы Яхромского
глас 8

Душевныя страсти из корене исторгая,/ в пустыню вселился еси, преподобне,/ и неболезненную жизнь в болезнех восприял еси,/ болезнем же лютым уставлявши озлобления просящим у тебе с верою./ Темже разреши болезни наша душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Космо Богомудре.

Тропарь святителя Льва, папы Римского
глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение,/ Льве премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Льва
глас 3
На престоле, славне, священства сед/ и львов уста словесных заградив,/ догматы богодухновенными Честныя Троицы/ озарил еси свет богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси// яко Божественный таинник Божия благодати.

Службы

Сайты приходов:

Храм Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворце, на Арском кладбище г. Казань (Казанская епархия)
Храм Святителя Льва Великого, папы Римского в Теплом стане г. Москва (Московская епархия (городская))

Статьи на Православие.Ru

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU