|
Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). 34 преподобномучеников Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578).
Сщмч. Садока(Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342-344). Прп. Агафона, Папы Римского (682). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского (XIII-XIV). Прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского (1570) .
Сщмч. Николая пресвитера.
Кипрской иконы Божией Матери в с. Стромыни Московской области.
Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 - XII, 2. Ин., 5 зач., I, 43-51.
Литургия св. Василия Великого.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Евр. 11, 24-26, 32-12, 2; Ин. 1, 43-51). Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, - славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли . . . посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Евр. 11, 36-38; 12, 1-2).
Некоторые особенности богослужения
Первая Неделя Великого поста называется Неделей
Православия – от совершаемого в этот день торжества
Православия, установленного в Греции в первой половине IX
века в память окончательной победы Православной Церкви над
всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над
последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м
Вселенском Соборе в 787 году.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой
Триоди.
Текст службы Недели Православия.
Песнопения Постной Триоди в mp3.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные
и Триоди, на Славу -
стихира Триоди Благодать возсия
истины, на И ныне -
догматик текущего, 4-го гласа.
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - воскресные,
на Славу - стихира Триоди Из нечестия во
благочестие, на И ныне -
Богородичен Октоиха.
По Трисвятом – Богородице
Дево (дважды) и тропарь
праздника Триоди Пречистому Образу
Твоему (единожды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
(дважды), Слава - тропарь праздника Триоди
Пречистому Образу
Твоему, И ныне
– Богородичен воскресный.
Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю
кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.
Поются степенны и прокимен текущего, 4-го гласа.
По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.
После Евангелия, пения Воскресение Христово
видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о
мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста)
поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство
выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На
Слава: Покаяния отверзи ми двери
(вместо: Молитвами апостолов). На И
ныне: На спасения стези (вместо:
Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя.
Боже и Множество содеянных мною
лютых.
В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми
двери - положена притча о мытаре: из нее
заимствуются все сравнения для изображения покаянного
чувства. В основу второго тропаря - На спасения
стези - положена притча о блудном сыне; а в
основу третьего: Множество содеянных мною
лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как
видим, эти покаянные тропари тесно связаны с
Евангелием, которые читаются в подготовительные
воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о
блудном сыне и о Страшном суде).
Каноны: воскресный, Крестовоскресный, Богородицы и Триоди.
Поется катавасия Триоди Моря чермную пучину.
На 9-й песни поем Честнейшую.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
Триоди, на Славу
– стихира Триоди, на И ныне
– Преблагословенна еси.
Перед 1-м часом на Слава и ныне поется
евангельская стихира 4-я.
Совершается Литургия свт. Василия
Великого.
Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи
Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во
веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил
еси нам.
Аллилуиа, глас 8: Моисей и Аарон во иереех Его, и
Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху
Господа, и Той послушаше их.
Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите
Его в вышних и Радуйтеся, праведнии, о Господе,
правым подобает похвала.
После Литургии совершается Последование Недели
Православия.
На вечерне поется великий прокимен:
Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. Стих 1:
От конец земли к Тебе воззвах. Стих 2:
Покрыюся в крове крыл Твоих. Стих 3: Тако
воспою имени Твоему во веки.
Молитвы
Тропарь преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах глас 8 Блага Небесная ради дел твоих стяжавый,/ благости тезоимените, Агафоне,/ моли Благаго Господа, молим тя тепле,/ яко да не лишит нас вечных благ Своих.
|
Кондак преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах глас 2 Ведый известно, яко снедию род человечь испаде из рая,/ постом же паки вниде в онь,/ постное избрал еси себе житие,/ в немже крепце подвизался, блаженне Агафоне,/ и бесовская шатания тем низлагая,/ приял еси целебныя дары от Христа Бога,/ Емуже присно молися о душах наших.
|
Тропарь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского глас 6 Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Темже воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко даров а нам преподобномученика славна/ и молитвенника о душах наших достоблаженна.
|
Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских глас 8 Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
|
Кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского глас 4 Светлый светильник Православия/ и сугубая/ Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,/ поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.
|
Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских глас 2 Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.
|
Ин кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского глас 2 Измлада, Корнилие чудный,/ трудом и подвигом себе предав,/ игуменом Псково-Печерстей обители поставлен был еси,/ образом веры и постническаго жития всем быв,/ многия люди к Богу привел еси/. За своя же великия добродетели/ завистию от злых гоним,/ мученически душу свою Богови предал еси./ Того ради с верою возопиим:/ преподобномучениче Корнилие достославный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
|
Тропарь преподобного Льва, епископа Катанского глас 4 Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Льве,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
|
Кондак преподобного Льва глас 8 Якоже светильника превелика, Церковь имать, всеблаженне,/ тебе, паче солнца сияюща,/ юже твоими молитвами сохрани, блаженне,/ непобедиму, и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну,// яко приснопамятный.
|
Кондак свщенномученика Садока, епископа Персидского глас 4 Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучениче Садоче, молим тя, многострадальне, / моли пастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садоче,/ иже за Христа кровь свою излиявый.
|
Службы
Сайты приходов:
Статьи на Православие.Ru Митрополит Сурожский АнтонийВ день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви. | Святитель Феофан ЗатворникГосподь наш Иисус Христос сказал: «Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем». Возрадуйтесь благоговейные причастники! Сколько неложно слово Господа, столько же несомненно, что Господь в вас, по Причащении Святых, Пречистых и Животворящих Его Тайн. Но, братие, Господь, пришедши и вселившись в нас, не может оставаться несвидетельствованным в сем внутреннем в нас действовании, как не оставляет Он Себя несвидетельствованным во внешнем о Промышлении, «с небеси нам дожди дая и времена многоплодни» (Деян.14,17). | Святитель Феофан ЗатворникКаждое утро, как только откроете глаза, первым делом считайте всегда — восстановить ревность о святом и богоугодном житии во всей силе. Произвести сие может и одно собрание себя внутрь и умственное обращение к Господу. Если это слабо, приложите поклоны, большие и малые, и в соразмерном количестве. Если и это не произведет полного действия, станьте и пройдите воспоминанием все, как в нынешнее говение дошли вы до решимости переменить жизнь, стараясь воспроизвести все те мысли и чувства, какие тогда были и действовали на вас, и особенно ту мысль, которая больше всех поразила вас. | Церковь земная именуется Церковью воинствующей — Церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба — не борьба с человеческими взглядами и убеждениями, не с плотью и кровью; наша борьба — против сил тьмы, за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого, вне зависимости от того, насколько люди знают или не знают истинную веру, принимают или не принимают ее. Но как бродильный элемент, как дрожжи, как закваска, вера Христова способна преображать весь мир, все творение. |
|