Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


21 февраля ст.ст /
 6 марта н.ст.
23 февраля ст.ст /
 8 марта н.ст.
Старый стиль
22Февраль
Пятница Новый стиль)
7Март
Седмица 1-я Великого поста. Глас 3.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423).

Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Прп. Афанасия исп (821).

Сщмчч. Иосифа и Владимира пресвитеров, Иоанна диакона и мч. Иоанна (1918). Сщмчч. Михаила, Иоанна, Виктора, Иоанна, Сергия, Андрея, Павла пресвитеров, прмчч. Сергия и Антипы, прмц. Параскевы, мчч. Стефана и Николая, мцц. Елисаветы, Ирины и Варвары (1938). Мч. Андрея (1941). Прмч. Филарета (1942).

Евангельские Чтения

На 6-м часе: Ис. III, 1-14. На веч.: Быт. II, 20 - III, 20. Притч. III, 19-34.

Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве - молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.

Некоторые особенности богослужения

Общее понятие о великопостном богослужении.

О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.

Текст службы в пятницу 1-й седмицы. Песнопения Триоди Постной.

Утреня
Начинается с двупсалмия (псалмы 19, 20).
После шестопсалмия и мирной ектении вместо вместо Бог Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные тропари гласа.
Стихословятся 3 кафизмы – 13-я (псалмы 91-100), 14-я (псалмы 101-104 ), 15-я (псалмы 105-108 ).
Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди) поются в соединении с библейскими песнями.
Читается вседневное славословие.
После молитвы Небесный Царю священник читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

Общие особенности великопостных часов: на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма. На каждом часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь часа. В конце каждого часа произносится молитва св. Ефрема Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к ним присоединяются изобразительны и вечерня.

1-й час
Кафизма не полагается.
Тропарь часа Заутра услыши глас мой.

Также поется Стопы моя направи.

3-й час
Стихословится 19-я кафизма (псалмы 134-142).
Тропарь часа Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа.

6-й час
Стихословится 20-я кафизма (псалмы 143-150).
Тропарь часа Иже в шестый день же и час.
Читается тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен

9-й час
Кафизма не полагается.
Тропарь часа Иже в девятый час.

В конце 9-го часа молитва св. Ефрема Сирина с 3 поклонами.

Изобразительны
После 9-го часа отверзается завеса от царских врат и хор поет Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем .
После молитвы Боже, ущедри ны - молитва св. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

С древних времен Православная Церковь для особого, благоговейного почитания св. Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает Литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Св. Даров.

Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается возгласом священника Благословено Царство.

Стихословится 18-я кафизма (псалмы 119-133), разделенная на три части - антифона. По каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.

Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени. По благочестивому обычаю, во время чтения 3-го антифона то же делают и все молящиеся в храме.

После кафизмы поются стихиры на Господи воззвах. При пении последней стихиры на И ныне открываются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется Свете Тихий.
Читается прокимен и паремия. По окончании паремии поется второй прокимен.

После пения прокимна священник, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит: Премудрость, прости, и обратясь на запад к народу, воздвигает свечу с кадилом и возглашает: Свет Христов просвещает всех. В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом - Светом истины, преклоняются до земли.

Читается вторая паремия.
Поются избранные стихи 140 псалма Да исправится молитва моя.
По окончании пения Да исправится молитва моя священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с 3 поклонами.

На пении Ныне силы НебесныяMP3 открываются царские врата, молящиеся становятся на колени.
По окончании пения Верою и любовию полагаются три поклона.

Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину (это действие указывает, что Литургия Преждеосвященных Даров неполная).

Запричастный стих: Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды).

Причащение народа совершается по обычному чину.
Младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают.

После возгласа Спаси, Боже, люди Твоя, хор поет Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ Господь.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.

В конце Литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна.

Молитвы

Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении
глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиях своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников иже во Евгении
глас 8
Крепцыи веры столпи, добропобеднии мученицы,/ за Христа подъемше различныя муки,/ и на лета многа сокровени бысте,/ и ныне явистеся яко многоценное богатство,/ и в Церковь Божию честно носими архиерея Божия дланьми,/ просящим раздаваете, еже на пользу.// Тем молитеся о душах наших.
Кондак в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении
глас 4

От земли возсиявше яко светила правды,/ нечестия всю отразисте мглу/ и верных просвещаете,/ мученицы Божественнии,/ Троицы поборницы.

Службы

Статьи на Православие.Ru

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU