Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.
Так говорит Господь: "Я Господь Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною". Под каким условием? "Выходите из Вавилона" (Ис. 48, 17-20). Вавилон - это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, - и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок - благопомышления сердца твоего, и как персть земли - плоды доброделания твоего.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
посвящается воспоминанию и прославлению события,
описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38).
Литургическое освещение праздника.
У древних христиан этот праздник носил различное
наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе,
Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только
в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О
праздновании его известно уже в III веке (см. слова св.
Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах
св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом
празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В
течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо
Богоматери, праздник был особенно возвеличен в
Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан,
митрополит Никейский, составили праздничные каноны,
которые и теперь поются Церковью.
Текст службы.
Песнопения праздника в mp3.
Всенощное бдение на праздник Благовещения
состоит из великой вечерни с литией,
полиелейной утрени и 1-го
часа.
Великая вечерня
Стихиры на Господи воззвах - Триоди и праздника
Благовещения, Слава и
ныне - стихира праздника Благовещения Послан бысть.
Читаются три паремии праздника.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - праздника.
На благословении хлебов – трижды тропарь праздника
На утрене:
Тропари на Бог Господь - дважды тропарь праздника,
Слава и ныне – тот же тропарь.
По полиелее
поется величание праздника: Архангельский глас
вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с
Тобою.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.
Прокимен праздника, глас 4-й: Благовестите день от дне
спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви
песнь нову, воспойте Господеви, вся земля.
По 50 псалме поется стихира праздника.
Каноны праздника и трипеснцы Триоди. Канон праздника, по
обычаю, читается двумя чтецами (до 9-й песни); один читает
тропари «Ангела», другой —
«Богородицы». Тропари 9-й песни читаются одним
чтецом с припевом Благовествуй, земле, радость
велию, который поет хор.
На 9-й песни Честнейшую не поем, но поем припев
праздника Благовествуй, земле, радость велию, хвалите,
Небеса, Божию славу.
На хвалитех стихиры праздника.
Читается вседневное славословие.
На стиховне - стихиры Триоди, на Слава и ныне -
стихира праздника
Благовещения.
Часы читаются
великопостные. На всех часах - тропарь и кондак праздника. В конце каждого
часа и изобразительных – 3 великих поклона с
молитвой прп. Ефрема
Сирина.
На изобразительных Во Царствии
Твоем и прочее читается "скоро" (без пения
и поклонов).
Вечерня в соединении с
Литургией свт. Иоанна
Златоуста совершается "без кафизмы, и без
поклонов".
Читается 103-й псалом.
Стихиры на Господи воззвах - Триоди, праздника
и Архангела,
Слава и ныне - стихира праздника. Во
время пения стихир на Господи воззвах
заканчивается проскомидия.
Совершается вход с Евангелием.
После пения Свете Тихий - прокимен Триоди и 1-я
паремия Триоди; 2-й прокимен Триоди и 2-я паремия Триоди.
Затем – чтение двух паремий праздника
Поется Трисвятое, и далее Литургия
свт. Иоанна Златоуста.
Прокимен, глас 4: Благовестите день от дне
спасение Бога нашего. Стих: Воспойте
Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля.
Аллилуиа, глас 1: Снидет яко дождь на руно, и
яко капля каплющая на землю. Стих: Будет
имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя
Его.
Задостойник праздника – припев: Благовествуй,
земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу, и
ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже
коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице,
немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Причастен: Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище
Себе