Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


14 августа ст.ст /
 27 августа н.ст.
16 августа ст.ст /
 29 августа н.ст.
Старый стиль
15Август
Четверг Новый стиль)
28Август
Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Поста нет.

Евангельские Чтения

Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Мария же избрала благую часть" (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.

Некоторые особенности богослужения

Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник свт. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

Литургическое освещение праздника. История праздника.

Текст службы Успения.

Песнопения праздника Успения в mp3,

На великой вечерне:

На Господи воззвах поются только стихиры УспенияMP3. Стихиры изображают самую суть события, полагая, что Успение Богородицы, как носительницы жизни (1-я «О дивное чудо»), как престола Божия (2-я «Дивны Твоя тайны»), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему и вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других (3-я стихира — «Твое славят успение»). Заключительная стихира «Богоначальным мановением» дает картину события в самых основных, но наиболее поразительных чертах по его видимой и невидимой стороне (участие ангелов в погребении наряду с апостолами), заканчиваясь молитвою к Усопшей о непрестанном сохранении и спасении нового Ее народа.

Читаются три паремии БогородицыMP3. (1-я - видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:11-17), 2-я - видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43:27-44:4), 3-я - дом и трапеза Премудрости (Притч. 9:1-11).

Совершается литияMP3. Стихиры на литии ставят целью себе всесторонне раскрыть значение события и посему начинают со значения его для ближайших участников — апостолов (1-я стихира «Подобаше самовидцем»). Затем событие обозревается с самой широкой точки зрения по его отношению ко всему творению (2-я стихира «Яже небес вышшая») и с самой высокой точки зрения по его отношению к Богу Творцу - Отцу и Сыну (3-я стихира «Всенепорочная Невеста»). Указывается частное значение события для мира (4-я стихира «Приидите, вcu концы»), Церкви (5-я стихира «Приидите, празднолюбных собор») и для Самой Богоматери (6-я стихира «Воспойте, людие»).

Стихиры на стиховне -  УспенияMP3. Эти стихиры останавливаются на соотношении между событием Успения и Боговоплощением, объясняя из последнего первое. В частности 1-я стихира «Приидите воспоем» вообще устанавливает эту связь; 2-я «Давидскую песнь» берет Боговоплощение в узких пределах его земной среды, как рождение Христа от семени Давидова; 3-я «Всечестное Твое успение» из Боговоплощения выводит значение события столько для мира ангельского, сколько человеческого. Заключительная стихира «Егда изшла ecu» изображает участие в погребении апостолов (как представителей человечества) и людей.

По Трисвятом трижды тропарь УспенияMP3 (дается с переводом). Чтобы раскрыть саму сущность события, тропарь сопоставляет празднуемое событие — Успение Богоматери — с наиважнейшим событием в жизни Богоматери — с рождением Ею Сына Божия.  И то и другое совершенно выходит из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной. Так, Успение Богородицы получает соответствующее значение и для нас — избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти.

На утрене:

Тропари на Бог Господь - дважды тропарь УспенияMP3, Слава и ныне – тот же тропарь.

По полиелее MP3   поется величание праздника: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен Успения, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

По 50 псалме поется стихира УспенияMP3. Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о Успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянному 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром. Заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей.

Канонов – два: первый — «Преукрашенная Божественною славою» св. Космы Маиумского (VIII в.) и второй — «Отверзу уста моя...» преп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). Поется катавасия Успения - ирмосы обоих канонов.

На 9-й песни Честнейшую не поем, но поется припев и ирмос 1-го канона (служащие задостойником на литургии). Припев: «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо». Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

Этот же припев поется ко всем тропарям 1-го канона. К тропарю второго канона — другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божией Матери».

СветиленMP3, как заключительная песнь канона, выражает последнюю волю Умирающей. Подобно пасхальному, говорит лишь о погребении и смерти, контраст к канонной радости.

На хвалитех стихиры УспенияMP3.

На Литургии:

Антифоны поются изобразительные.

Тропари по входе - тропарь УспенияMP3, Слава и ныне - кондак УспенияMP3 (даются с переводом).

Поется Трисвятое

Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Вместо «Достойно» поется задостойникMP3 праздника – ирмос 9-й песни канона

Причастен Богородицы: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову.

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери.

Молитвы

Тропарь ради иконы Софии, Премудрости Божией
глас 1

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Ин тропарь ради иконы Софии, Премудрости Божией
глас 4

Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/ смотрения плотскаго таинства!/ Софие Преименитая,/ девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/ смиренный мудрости истино,/ покоище Святаго Духа,/ пречестный храме непостижимыя славы Его,/ огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/ в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/ Невидимый явися,/ и неприкосновенный из Тебе изыде,/ и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/ и человеки от клятвы древния свобождая,/ возводя паки, отнюдуже испадохом./ Молимтися, Владычице,/ отягченныя ны во гресех лютых помиловати/ и спасти душе наша,/ и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова,/ призри на ны, грешныя люди Твоя,/ и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани,/ идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.

Кондак ради иконы Софии, Премудрости Божией
глас 4

Притецем, православнии людие,/ к премудрости Божий/ и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере,/ Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию,/ зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия./ Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою/ и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону,/ помышляюще в сердцах наших,/ яко воистинну Премудрости Божий есть селение/ и таинства Его смотрение,/ на упование бо верным/ воображение огнезрачное Ей зрим/ и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству/ в рождестве и по рождестве паки;/ от Неяже изыде Огнь Божественный,/ попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя,/ Имже и веки сотвори Отец,/ Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется,/ сияние славы и Образ Отчи Ипостаси./ И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием:/ о Милосердая Владычице,/ спаси рабы Своя от насилия диаволя,/ от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Успение Киево-Печерской
глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвале.

Тропарь праздника
глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак праздника
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Успенские храмы старой Москвы

Елена Лебедева

В старой Москве было выстроено огромное количество храмов, освященных во имя светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Москву издревле считали «Домом Богородицы» - городом, посвященным Царице Небесной. И поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле еще в XIV веке, был освящен во имя Успения Богородицы.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке

Елена Лебедева

Самая знаменитая приходская церковь старой Москвы, освященная в честь Успения Божией Матери, стояла до революции на Покровке. Прозванная «восьмым чудом света», она была таким же национальным символом Москвы, как Андреевская церковь для Киева или храм Илии Пророка для Ярославля.

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

Светлана Липатова

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.

Победа над смертью

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу?

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Родные наши по духу и близкие наши общей любовью ко святыне! От всего сердца поздравляем всех вас с праздником Успения Матери Божией и еще с днем рождения святой Успенской Псково-Печерской обители. Сегодня, в этот день, исполнилось 520 лет с тех пор, как на месте сем затеплилась перед образом нашей Матери-Игуменьи лампада, возженная любовью первых насельников обители к Царице Небесной, преподобных Марка, Ионы и матери Вассы.

Успенский собор Московского Кремля

Елена Лебедева

Успенский собор Московского Кремля был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольного града Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа.

Успенский Колоцкий монастырь. Часть 1

Наталья Серегина

История Колоцкого монастыря, как и многих приграничных монастырей-крепостей, тесно связана с внешнеполитической историей страны, но многие подобные монастыри исчезали, а монахи расходились по другим монастырям, не в силах поднять, восстановить свою разоренную обитель. Не такая была судьба Колоцкого монастыря. И хотя периоды расцвета сменяются разорениями, упадком, но вновь воскресал монастырь, поднимался из руин в новом величии.

К истории Успенской церкви села Белые Колодези

Аркадий Тарасов

Успенской церкви подмосковного села Белые Колодези более 400 лет. Как и тысячи других больших и малых храмов Святой Руси, эта церковь в годы советской власти была закрыта и осквернена. Но сегодня в ней вновь возносятся молитвы ко Господу. История этой деревенской церкви – одна из страничек большой истории государства Российского.

Успенский Колоцкий монастырь. Часть 2

Наталья Серегина

В 1913 году Колоцкая обитель отмечала свое 500-летие. На торжествах епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий сказал слова, которые могли служить напутствием в последующие годы испытаний: «Не дело случая было явление в этом крае чудотворной иконы Божией Матери, но особенной материнской заботы Заступницы рода христианского о здешних людях, дабы одни из них твердо стояли в вере православной… другие, заблудшие, не коснели бы и не ожесточались в своем заблуждении, но познавали бы его и возвращались в лоно святой Церкви».

Святой источник

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий

С историей Пюхтицкого монастыря неразрывно связано имя великого праведника, святого Иоанна Кронштадтского, который благословил основание обители, на игуменство - настоятельницу Варвару, освятил один из храмов обители - в честь святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Святой Иоанн Кронштадтский с горки близ монастыря узрел в видении будущий великолепный облик главного монастырского собора.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни.

Беседа на Успение Приснодевы Марии

Святитель Григорий (Палама)

Какое слово может описать боголепную красоту Твою, Богоматерь Дево? Ведь невозможно все Твое изложить рассуждениями и словами: поскольку все оно превосходит ум и слово. Однако же воспевать необходимо, если Ты человеколюбиво дозволяешь. Ибо Ты – вместилище всех благодатных даров и полнота всякой праведности, отображение и одушевленный образ всякой благости и всякой доброты, как единая только всецело удостоенная даров Духа.

Успение Пресвятой Богородицы

Георгий Битбунов

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой.

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Недавно мы совершали с вами празднование Преображения Господня - преображение жизни человеческой, будущее преображение, которое показал нам Христос Спаситель. А сегодня, в День Успения Пресвятой Богородицы, мы совершаем с вами торжество преображения смерти. (MP3 файл. Продолжительность 11:41 мин. Размер 5.7 Mb)

История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы

Михаил Бернацкий

В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой субботы.

Особенности песнопений службы Успения Пресвятой Богородицы

Олег Стародубцев

Слушая песнопения Успенского богослужении, верующие имели возможность мистическим образом осознать себя участниками событий праздника, вспомнить или, может быть, заново открыть незыблемые доктринальные положения православной веры, прочувствовать их нравственный посыл, вознести хвалебную, просительную или благодарственную молитву Богоматери, зная об особом Ее присутствии в храме в этот день.

Богородица на смертном одре

Святитель Николай (Велимирович)

Прочитана последняя страница святой книги, содержание которой от корки до корки источает из себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе бремя предубеждений и предрассудков, молча останавливались и, прочитав ее с начала до конца, уходили со смягченным сердцем и омоложенным духом. Закрыта та книга, первые слова которой — «В еврейском городке Назарете жили бездетные благочестивый старец Иоаким и его жена Анна…».

Божественная литургия в Сретенском монастыре в праздник Успения Божией Матери

15/28 августа 2010 года. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Народный хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 74:42 мин. Размер 35.9 Mb)

Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы

Иеромонах Иов (Гумеров)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С Праздником! Событие сегодняшнее по внешним сторонам кажется печальным: перед нами святая плащаница, на которой изображена Матерь Божия, лежащая во гробе. И смерть, и всё, что внешне с ней связано, в душе почти каждого человека вызывает скорбные чувства, потому что предстоит разлука с ближними.

Успение

Протоиерей Андрей Ткачев

Почитание Богородицы – это семейный архив, семейная память, семейное предание. Уже не издали чтит Господа, но вплотную приближается к Нему тот, кто чтит Облеченную в солнце Жену, послужившую тайне Воплощения Бога. Мы не рабы, издалека кричащие хвалу, но дети семьи Божией, когда чтим Богоматерь.

«Источник жизни во гробе полагается»

Диакон Владимир Василик

Содержание праздника Успения, и прежде всего его гимнография, гармонично соединяет в себе черты праздника Сретения – поскольку свидетельствует о Той, Которая внесла в мир горящий Угль всемирного очищения; праздника Вознесения – поскольку свидетельствует о Деве, восходящей «от земли на небо»; Пасхи – поскольку говорит о нетленной смерти Матери Божией и телесном воскресении, Ее сопричащении животворной смерти Христовой.

«Се Мати твоя»

Священномученик Серафим (Чичагов)

Семейная жизнь в наше время расстраивается, развращается и так часто распадается. У современной молодежи мало семейных радостей, а потому нет у них и искренней любви и привязанности к родителям. Исчезла та любовь, которая препятствовала людям в продолжение всей жизни совершать что-либо, о чем нельзя было рассказать матери, та привязанность, которая не дозволяла ни жить, ни работать, ни решать дела и вопросы свои без благословения матери.

Успение Пресвятой Богородицы.
Галерея образов

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.

Как на острове Парос отмечают Успение

Праздник Успения Божией Матери — словно вторая Пасха, главное летнее торжество и официальный нерабочий день в Греции. 15 августа (а Элладская Церковь — новостильная), после двухнедельного поста и продолжительной службы, принято танцевать в ярких национальных костюмах, запускать фейерверки и всячески веселиться.

Сайты храмов:

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU