Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется
  еще днем Просвещения и праздником Светов — от
  древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие)
  крещение оглашенных, которое является, в сущности,
  духовным просвещением.
  Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов
  (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а
  также во многих стихирах и тропарях праздника.
  Литургическое
  освещение праздника.
  История
  праздника.
  Текст службы.
  Всенощное бдение на праздник Крещения
  (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день
  седмицы он ни случился, состоит из великого повечерия с
  литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно
  начинаться «при часе же 10-м
  нощи», т. е. по нашему счислению – в
  4 часа утра (см. Типикон, 6 января). Перед его началом
  бывает благовест и трезвон во вся кампаны.
  Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество
  Христово: великое повечерие оканчивается литией с
  переходом к утрени.
  Великое повечерие состоит из 3-х частей.
  Каждая часть начинается чтением Приидите,
  поклонимся и завершается особой молитвой.
  Великое повечерие совершается следующим образом. Священник
  с диаконом, облачившись, творят начало, как во все
  Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон,
  подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на
  солею, После возгласа священника: «Благословен Бог
  наш...» чтец читает обычное начало и прочее
  последование великого повечерия. В это время священник
  вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в
  начале всенощного бдения. По окончании каждения царские
  врата закрываются.
  После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем
     псалмы 24-й, 30-й и 90-й.
  Хор поет С нами Бог .
.
  Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец
  будущего века).
  Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и
  после конечного стиха заключает пением: С нами
  Бог.
  Чтец: День прешед, Верую. Затем —
  Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас,
  грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и
  Архангел молите и т.д.
  Далее — Трисвятое по Отче наш.
  Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и
  других хор поет тропарь праздника (царские врата на
       время пения тропаря открываются).
 (царские врата на
       время пения тропаря открываются).
  Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую
  и заключительную молитву св. Василия Великого:
  Господи, Господи.
  К первой части примыкает краткая вторая
  часть повечерия.
  Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву
     Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей:
     Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор
     поет кондак праздника (царские врата на
       время пения кондака открываются).
 (царские врата на
       время пения кондака открываются).
  Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую
  и заключительную молитву: Владыко Боже Отче
  Вседержителю.
  Третья часть состоит из славословий и
  хвалы Богу и святым угодникам Божиим.  Чтец:
  Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается
     вседневное славословие.
  Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание
       великого повечерия здесь опускается).
 (обычное окончание
       великого повечерия здесь опускается).
  После литии – стиховные стихиры
     праздника . По Ныне
       отпущаеши — тропарь праздника
. По Ныне
       отпущаеши — тропарь праздника (трижды),
       благословение хлебов и псалом 33-й.
 (трижды),
       благословение хлебов и псалом 33-й.
  Утреня.
  После шестопсалмия, на Бог Господь —
  тропарь праздника (трижды), затем
       – кафизмы и полиелей
 (трижды), затем
       – кафизмы и полиелей .
.
  По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче
  Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в
  водах Иорданских .
.
  Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея .
.
  Прокимен, глас 4: Море виде и
  побеже, Иордан возвратися вспять. Стих:
  Что ти есть море, яко побегло еси? и
  тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? 
  По 50-м псалме вместо Молитвами поется:
  Слава: Всяческая днесь да
  возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И
  ныне — тот же стих. Помилуй мя, Боже и
  стихира по 50-м
     псалме .
.
  Канонов
  два: св. Космы Маиумского — Глубины открыл
  есть дно и св. Иоанна Дамаскина — Шествует
  морскую волнящуюся бурю.
  На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон с кадилом
  перед местным образом Божией Матери поет первый припев:
  Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву
  Пречистую Богородицу. Хор поет ирмос: Недоумеет
  всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и
  премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру
  приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан
  еси Предстательница, Тя величаем. (В русском
  переводе: Никакой язык (человеческий) не в силах
  восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский)
  ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как
  благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь:
  ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы
  величаем).
  Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является
  задостойником на литургии (до отдания праздника
  включительно).
  К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й
  песни поются свои припевы.
  На хвалитех - стихиры праздника .
.
  Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздника .
.
  В конце утрени – праздничный отпуст: Иже во
  Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради
  спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя
  Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко
  Благ и Человеколюбец
  Литургия свт. Иоанна Златоуста.
  Поются антифоны праздника .
.
  Входный стих — праздника: Благословен Грядый во
  Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог
  Господь, и явися нам. (Входный стих на Литургии, по
  Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом.
  Входный стих является особенностью богослужения Господских
  двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой
  седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа.)
  По входе — тропарь праздника , Слава, и
       ныне — кондак праздника
, Слава, и
       ныне — кондак праздника .
.
  Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа
  крестистеся» 
  
  Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и
  причастен — праздника.
  Вместо Достойно поется задостойник праздника —
       припев: Величай, душе́ моя и ирмос:
       Недоумеет всяк язык (и до отдания
       праздника).
 праздника —
       припев: Величай, душе́ моя и ирмос:
       Недоумеет всяк язык (и до отдания
       праздника).
  По заамвонной молитве, по обычаю, – великое
  освящение воды, как в навечерие. (Чин
  великого освящения воды)
  По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед
  иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют
  тропарь праздника , Слава, и
       ныне – кондак праздника
, Слава, и
       ныне – кондак праздника и, по обычаю,
       величание. Во время
     целования Креста все окропляются святой водой.
 и, по обычаю,
       величание. Во время
     целования Креста все окропляются святой водой.
  Попразднство Крещения Господня бывает 8 дней – с 7
  по 14 января. Во все дни попразднства — наряду со
  стихирами и каноном праздника (они поются первыми) –
  поются стихиры и канон святого Минеи. На литургии во все
  дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных
  дней) после входа поется Приидите, поклонимся с
  окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане
  крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа.