ПРАВОСЛАВИЕ.RU | Православный Церковный календарь 2015 | ||||||||||||||||
|
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прор. Михея (IX до Р.Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470). Прп. Фостирия (VI). Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960). Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. - Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. На вечерне (совершается отдельно от литургии): 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Лк., 9 зач., III, 1-18. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Мк., 2 зач., I, 9-11.Литургия свт. Иоанна Златоуста. В конце вечерни – великое освящение воды. Чтение часов навечерия переносится на пятницу, 3/16 января. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(2 Тим. 4, 5-8; Мк. 1, 1-8). Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: "покайтесь - и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна. Некоторые особенности богослуженияВоскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой сщмч. Феопемпта и мч. Феоны (без праздничного знака). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Богоявления. Литургическое освещение праздника. На Великой вечерне на Господи воззвах поются стихиры праздника. Совершается вход с Евангелием и поется прокимен великий, глас 7: Бог наш на небеси на земли Читаются 13 паремий праздника Богоявления.
I.
Книга Бытия После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе (на время пения царские врата открываются).
IV.
Книга Иисуса Навина После 6-й паремии — припев к тропарю и стихам: Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе.
VII. Книга пророка
Исаии По окончании паремий отверзаются царские врата. Поется прокимен, глас 3: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Читается Апостол и Евангелие. После Евангелия царские врата затворяются. Далее следуют сугубая ектения, Сподоби Господи и просительная ектения. По возгласе молитвы главопреклонения тотчас поются тропари Глас Господень и совершается великое освящение воды ( Чин великого освящения воды). После отпуста посреди церкви поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на Слава, и ныне) кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. Вечером или ночью совершается всенощное бдение. Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны. Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой. Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й. Хор поет С нами Бог. Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века). Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог. Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д. Далее — Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздника (царские врата на время пения тропаря открываются). Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия. Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздника (царские врата на время пения кондака открываются). Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры праздника. По Ныне отпущаеши — тропарь праздника (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й. Утреня. После шестопсалмия, на Бог Господь — тропарь праздника (трижды), затем – кафизмы и полиелей. По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея. Прокимен, глас 4: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Стих: Что ти есть море, яко побегло еси? и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И ныне — тот же стих. Помилуй мя, Боже и стихира по 50-м псалме. Канонов два: св. Космы Маиумского — Глубины открыл есть дно и св. Иоанна Дамаскина — Шествует морскую волнящуюся бурю. На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу. Хор поет ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. (В русском переводе: Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем). Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно). К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. На хвалитех - стихиры праздника. Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздника. В конце утрени – праздничный отпуст: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.Ru |
||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||||