Понятие о Подготовительных Неделях Великого
поста.
Понятие о Триоди Постной.
Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и
заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной
по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения
мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст"
(т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном
суде, так как на литургии читается соответствующее
Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о
всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того,
чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие
не предались беспечности и нерадению о своем спасении.
Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой
Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни,
когда грешник предстанет перед нелицеприятным
("неумытным") судом Божиим.
Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь
вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на
милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и
праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус
Христос, имеющий прийти судить мир, называется
правосудный, а Его суд — праведным и неподкупным
испытанием ("неусыпным истязанием",
"неумытным судом"). Все равны будут перед
праведным судом Божиим.
"В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и
владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится
(будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие
неповинное!" (Неделя мясопустная, канон, п. 4,
1.).
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой
Триоди.
Текст воскресной службы Октоиха 7
гласа.
Текст службы Недели
мясопустной.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и
Триоди, на
Славу - стихира Триоди, на И ныне -
догматик текущего, 7-го гласа.
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - воскресные,
на Славу - стихира Триоди, на И ныне -
Богородичен Октоиха.
По Трисвятом – Богородице
Дево (трижды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
(дважды), Слава и ныне –
Богородичен воскресный того же гласа.
Поется полиелей.
На утрени, как и в предыдущую Неделю - о блудном сыне, -
после пения полиелейных
псалмов (134 и 135-го) Хвалите имя Господне и
Исповедайтеся Господеви, поется еще псалом 136-й:
На реках
Вавилонских "с Аллилуиею
красною". Этот псалом возбуждает грешников,
находящихся в плену греха и диавола, осознать свое
несчастное, греховное состояние, подобно иудеям,
которые осознали свое горькое положение в плену
Вавилонском и впоследствии раскаялись.
Поются степенны и прокимен 7 гласа.
По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.
После Евангелия, пения Воскресение Христово
видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о
мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста)
поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство
выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На
Слава:Покаяния отверзи ми двери (вместо:
Молитвами апостолов). На И ныне:
На спасения стези(вместо:
Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя.
Боже и Множество содеянных мною
лютых.
В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми
двери - положена притча о мытаре: из нее
заимствуются все сравнения для изображения покаянного
чувства. В основу второго тропаря - На спасения
стези - положена притча о блудном сыне; а в
основу третьего: Множество содеянных мною
лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как
видим, эти покаянные тропари тесно связаны с
Евангелием, которые читаются в подготовительные
воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о
блудном сыне и о Страшном суде).
Каноны: воскресный, Богородицы и Триоди.
Поется катавасия Триоди Помощник и Покровитель.
На 9-й песни поем Честнейшую.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
Триоди, на Славу
– стихира Триоди, на И ныне
– Преблагословенна еси.
Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира
7-я.
На Литургии:
Прокимен Недели мясопустной, глас 3:
Велий Господь наш, и велия крепость
Его, и разума Его несть числа. Стих:
Хвалите Господа, яко благ псалом:
Богови нашему да усладится хваление.
Аллилуйа, глас 8: Приидите возрадуемся
Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.
Стих: Предварим лице Его во
исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.
Причастен воскресный Хвалите Господа с
небес, хвалите Его в вышних и Радуйтеся,
праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Седмица после Недели мясопустной, последняя
подготовительная к св. Четыредесятнице, называется сырной
— от употребления в эту Неделю скоромной пищи (сыра,
масла и яиц); и еще потому, что ею (в сырное воскресенье)
оканчивается перед началом Великого поста употребление
сырной пищи.
Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи
присоединяются песнопения Постной Триоди, которыми святая
Церковь подготовляет нас к подвигу поста, полагая
"начало умиления и покаяния, злых отчуждение,
страстей воздержание и лукавых дел отсечение"
(понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр.
3). Своим богослужением в сырную седмицу она внушает
нам, что эта седмица есть уже "преддверие
покаяния", "предпразднство воздержания",
седмица "предочистительная" (Там же,
седальны после кафизмы, трипесн., п. 1.2).
В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и
яиц. Начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья),
не совершается таинство Брака.
В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по уставу не
бывает. Совершается служба, подобная великопостной, но с
некоторыми отличиями.