Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2016


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
22Февраль
воскресенье Новый стиль)
6Март
Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 7.
Заговенье на мясо.
Поста нет.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423).

Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Прп. Афанасия исп (821).

Сщмчч. Иосифа и Владимира пресвитеров, Иоанна диакона и мч. Иоанна (1918). Сщмчч. Михаила, Иоанна, Виктора, Иоанна, Сергия, Андрея, Павла пресвитеров, прмчч. Сергия и Антипы, прмц. Параскевы, мчч. Стефана и Николая, мцц. Елисаветы, Ирины и Варвары (1938). Мч. Андрея (1941). Прмч. Филарета (1942).

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1-10. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет.

Некоторые особенности богослужения

Понятие о Подготовительных Неделях Великого поста.

Понятие о Триоди Постной.

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудный, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Все равны будут перед праведным судом Божиим.

"В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!" (Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1.).

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Текст воскресной службы Октоиха 7 гласа.

Текст службы Недели мясопустной.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и ТриодиMP3, на Славу - стихира ТриодиMP3, на И ныне - догматик текущего, 7-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне -  воскресные, на Славу - стихира ТриодиMP3, на И ныне - БогородиченMP3 Октоиха.

По Трисвятом – Богородице ДевоMP3 (трижды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - воскресный (дважды), Слава и ныне – Богородичен воскресный того же гласа.

Поется полиелейMP3.

На утрени, как и в предыдущую Неделю - о блудном сыне, - после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) Хвалите имя Господне и Исповедайтеся Господеви, поется еще псалом 136-й: На реках ВавилонскихMP3 "с Аллилуиею красною". Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись.

Поются степенны и прокимен 7 гласа.

По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово видевшеMP3.

После Еванге­лия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чув­ство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава:Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези(вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых.

В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми две­ри - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - поло­жена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множес­тво содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно свя­заны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блуд­ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Помощник и Покровитель.

На 9-й песни поем ЧестнейшуюMP3.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и ТриодиMP3, на Славустихира ТриодиMP3, на И нынеПреблагословенна еси.

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 7-яMP3.

На Литургии:

Прокимен Недели мясопустной, глас 3: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа. Стих: Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.

Аллилуйа, глас 8: Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Стих: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних и Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Седмица после Недели мясопустной, последняя подготовительная к св. Четыредесятнице, называется сырной — от употребления в эту Неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще потому, что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом Великого поста употребление сырной пищи.

Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди, которыми святая Церковь подготовляет нас к подвигу поста, полагая "начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение" (понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр. 3). Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния", "предпразднство воздержания", седмица "предочистительная" (Там же, седальны после кафизмы, трипесн., п. 1.2).

В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц. Начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершается таинство Брака.

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по уставу не бывает. Совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Молитвы

Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении
глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиях своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников иже во Евгении
глас 8
Крепцыи веры столпи, добропобеднии мученицы,/ за Христа подъемше различныя муки,/ и на лета многа сокровени бысте,/ и ныне явистеся яко многоценное богатство,/ и в Церковь Божию честно носими архиерея Божия дланьми,/ просящим раздаваете, еже на пользу.// Тем молитеся о душах наших.
Кондак в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении
глас 4

От земли возсиявше яко светила правды,/ нечестия всю отразисте мглу/ и верных просвещаете,/ мученицы Божественнии,/ Троицы поборницы.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Мученики Маврикий и семьдесят воинов, с ним пострадавших

Святые мученики были подвергнуты жестоким пыткам: их бичевали бычьими жилами с такой силой, что куски пло­ти отрывались от тел, затем, привязав к столбам, раздирали бока железными когтями, а потом бросили в раскаленную печь. (MP3 файл. Продолжительность 4:18 мин. Размер 2.1 Mb)

Преподобный Афанасий Павлопетрийский, исповедник

В последние годы правления Льва Армянина он два раза подвергался бичеванию, безропотно перенес ссылку и заключение, длившееся до восшествия Михаила II. Из тюрьмы святой Афанасий писал смелые послания, осуждавшие тех, кто сломился под давлением государства.

Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души.

Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном Суде

В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить.

Есть ли адские муки?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”.

Слово перед исповедью в неделю о Страшном Суде

Протоиерей Валериан Кречетов

Всякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым.

Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть I

Преподобный Ефрем Сирин

Христолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.
(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb
)

Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть II

Преподобный Ефрем Сирин

Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.
(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb
)

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости.

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном Суде

Протоиерей Александр Шаргунов

Эти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы».

Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор?

Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи.

После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?

Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре

24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb)

Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре

25 января / 7 февраля. Неделя о Страшном суде, мясопустная. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 82:55 мин. Размер 39.8 Mb)

Евангелие о Страшном Суде

Святитель Николай (Велимирович)

Те, кто считал и вычислял, утверждают, что на земле полтора миллиарда живых людей. Из этих полутора миллиардов живых людей ни один не в состоянии сказать вам от своего ума, что будет с миром в конце времен и что будет с нами после смерти. И все многие и многие миллиарды человеческих существ, жившие на земле до нас, не были в состоянии ничего от своего ума определенно и с уверенностью сказать о кончине мира и о том, что нас ожидает после смерти, - ничего, что мы могли бы разумом, сердцем и душою принять как истину.

Иконография Страшного суда

Протоиерей Николай Погребняк

В чреде дней, приготовительных к Святой Четыредесятнице, неделя мясопустная – о Страшном суде – является, пожалуй, наиболее выразительной как в гимнографическом, так и иконографическом отношении. Напоминая о Страшном суде, святая Церковь зовет каждого к покаянию, при этом указывая и на истинный смысл надежды на милосердие Божие: Господь милосерд, но при этом Он праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его (Откр. 22:12).

Всенощное бдение накануне нелели о Страшном суде в Сретенском монастыре

13 / 26 февраля. Суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. MP3 файл. Продолжительность 170:24 мин. Размер 81.8 Mb

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю о Cтрашном суде

14 / 27 февраля. Воскресенье. Неделя о блудном сыне. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

Слово в неделю о Страшном суде

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Сегодня уникальный день в церковном календаре. Единственный день когда мы вспоминаем и празднуем не какое-нибудь событие прошлого, но событие которому еще предстоит произойти. Обычно мы каждый день празднуем, вспоминаем или какие-то события, связанные с жизнью Спасителя, жизнью Божией Матери, с подвигом святых, какие-то чудеса, совершенные от икон Пресвятой Богородицы, что-то состоявшееся в прошлом. А сегодня наш взгляд обращен в будущее - к событию Страшного Суда.

Без вечности человек пропадает в повседневности

Любящий Бога в чистоте своей уже реально видит другого не в его страстях, а каким создал его Бог.

Суд уже начался

Сегодня Святая Церковь нам дает возможность пережить тот час, который ожидает все человечество, когда во славе на облаке явится Спаситель, когда закончится история, когда закончится последняя битва добра и зла, и Господь сядет на Престоле судить все человечество. (MP3 файл. Продолжительность 7:41 мин. Размер 5.6 Mb)
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU