Православный Церковный календарь 2019 | ||||||||||||||||
|
Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаВ праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос раждается", приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, - перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, - и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти - то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной. Некоторые особенности богослуженияО празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. Святоотеческое и литургическое освещение праздника О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке — блаженный Иероним. Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время. Совершается всенощное бдение. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Текст службы. На великой вечерне: Стихиры на Господи воззвах поются праздника, на Слава и ныне - стихира праздника. Каждая из двух групп стихир, принадлежа разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира, исходя из общего значения события, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий). 2-я стихира, исходя из факта введения Пресвятой Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ее положение среди людей и отношение к Ней людей, сначала только наиболее близких к Ней (родителей и сверстниц). 3-я стихира рисует значение Пресвятой Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. Заключительная же стихира, на Слава и ныне, просто и эпично рисует цельную картину события.
Читаются три паремии Богородицы. В
первой паремии (Исх. 40,1-5; 9-10; 16, 34-35) под
образом ветхозаветной скинии, которая при освящении
исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие
Пресвятой Девы Марии – так Дух Святой осенял
Пресвятую Деву – скинию воплощения Господа. Во
второй паремии (3 Цар. 7, 51; 8, 1—7, 9—11)
Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы — Кивот
Завета Господня, который, по освящении Соломонова
храма, священники внесли во Святая святых. В третьей
паремии (Иез. 43, 27; 44, 1-4) прообразом Богоизбранной
Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем
врата. Совершается лития. В сравнении со стихирами на Гоподи воззвах эти стихиры говорят о событии не с такой глубокой стороны, не столько о внутренней сущности события, сколько о его временно-пространственном значении. И 1-я стихира Да радуется днесь небо свыше заглядывает в самые начальные корни события, как празднуемого, так и вызвавшего его - рождения Пресвятой Богородицы, видя в них одно из проявлений величия предвечного Бого, исполнение Его пророчества и обетования, и вместе человеческую жертву Ему, предвиденную Давидом. 2-я стихира показывает значение события для всех сфер бытия, тогда как 3-я - для всех времен. Заключительная стихира Возсия день радостен указывает значение события преимущественно для нас лично. Стихиры на стиховне - праздника. После того, как в стихирах на Господи воззвах духовному созерцанию молящихся представлена во всем величии и красоте великая и "младенствующая" Виновница праздника, а в литийных стихирах изображено во всем его широком значении самое событие, эти стихиры воздают должное всем участникам события, всем лицам, имевшим то или иное соприкосновение с событием. Для этого песнописцу пришлось начать со всего "неба и земли", с целой вселенной, так как вся она не могла не почувствовать радостного события, но он тотчас же переходит к главному человеческому деятелю события, первосвященнку Захарии, принявшему Пресвятую Деву во храм и предвидевшему Ее высокое назначение (1-я стихира Радуйся небо и земля). 2-я стихира рисует отношение к событию "Анны божественной", а 3-я - "Внутрь в храм Божий" - всей священной прооцесии, шедшей с Девой всесвятой в храм. Заключительная стихира "Днесь собори верных" приглашает к участию в событии нас и современников наших, особенно столь близких по духу к событию, как дев и матерей. По Трисвятом – трижды тропарь праздника. Введение Пресвятой Девы во храм было как бы явлением Ее миру, и было, следовательно, безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христовом, которое возвращает людям благоволение Божие, служит для них спасением и является осуществлением всех планов Творца относительно людей. Событие введения во храм, таким образом, еще более Ее Рождества подвело людей к Рождеству Христову. И по времени церковного празднования в день Введения уже так чувствительно веет Рождеством Христовым, что тропарь не мог не отдать самого большого внимания приближающемуся более великому празднику и, можно сказать, не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению. На утрене: Тропари на Бог Господь - дважды тропарь праздника, Слава и ныне – тот же тропарь. По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое. Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея. Прокимен Богородицы, глас 4-й: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. По 50 псалме вместо Молитвами Богородицы на Славу поется стихира Днесь Храм одушевленный, на И ныне - то же. Такой стих после 50-го псалма есть даже не у всех Господских праздников (его не имеют праздники Цветной Триоди), а из Богородичных праздников этот стих имеет только Введение. Стих кратко, но просто изображает суть праздника. Далее как обычно, Помилуй мя Боже..., и стихира праздника. Канонов – два: первый — творение Георгия, архиепископа Никомидийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), второй канон — Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Начиная с этого дня и до отдания праздника Рождества Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение великого славословия, поется катавасия Христос раждается. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поются припев и ирмос.Припев 1-го канона: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая святых. Ирмос: Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно глас ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. (Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии). Далее — к тропарям 1-го канона свои, особые припевы, а к тропарям 2-го канона — свои припевы: Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереевыми и т.д. На хвалитех стихиры праздника, На Литургии: Антифоны поются изобразительные (как обычно в двунадесятые Богородичные праздники). Тропари по входе - праздника, Слава и ныне - кондак праздника. Поется Трисвятое Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди. Вместо «Достойно» поется задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября. Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.Ru
|
|||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||