Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Тим. 5, 11-21; Лк. 17, 26-37). "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее". Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя; а губить душу - не жалеть себя; надобно только подразумевать: на пути заповедей Господних, или в работании Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнении Его заповедей, не жалея себя, тот спасается; а кто жалеет себя, тот погибает. Стань жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей, и, следовательно, рабом неключимым; а неключимому рабу какой приговор? "Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Потрудитесь наблюсти за собою хоть в продолжении одного дня, и увидите, что саможаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, - вот и остановка. Есть дела, которые, хочешь - не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать - есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось - желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда - что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение?
(1 Тим. 5, 22-6, 11; Лк. 18, 15-17, 26-30). "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок - сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности.
Молитвы
Тропарь преподобного Григория и святителя Прокла
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Тропарь преподобного Григория Декаполита
глас 3
Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Григория
глас 3
Светлое тя солнце Церковь познавает,/ добродетелей красотами и исцелений лучами/ всех просвещая, Христов угодниче:/ темже празднуем честную память твою/ и почитаем подвиги твоя,// всеблаженне отче премудре Григорие.
Тропарь преподобного Диодора Юрьегорского
глас 2
Желанием духа распалився,/ мятеж мирский отринув,/ ко Единому Богу любовию прилепися/ и Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отыде,/ при водах вселися,/ идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозе житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ стадо инок собра мудре,/ ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.
Кондак преподобного Диодора Юрьегорского
От юности, преподобне,/ плотскую волю в постех и молитвах источил еси,/ крест свой взем, Христови последовал еси,/ темже и к Вышним течением радостно устремив себе,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ но и ныне стадо свое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарно вопием ти:/ радуйся, Богомудре Диодоре, наставниче наш пустынный.
Иже Божественным началом премудрости,/ страхом Господним утверждся,/ оттуду священными восхождении возшел еси/ во ученичество Златоуста,/ и архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами,/ апостольским правилом себе вообразив,/ не себе живый, но Христу и стаду твоему./ Тем в нетленный живот апостольски вселился еси,/ иерарше Прокле,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Достойно днесь торжествует/ всех градов честнейший воистинну в честном преставлении твоем,// отче отцев, Прокле мудре.
Ин кондак святителя Прокла
глас 8
Всечестнаго святителя, Царскаго града престол украсившаго/ и сокровищем безценным того обогащшаго, пречестными мощмй Златоустовыми,/ имже слово животно стяжа, просвещая верно чтущия его,/ песньми похваления того радостно ублажим, зовуще:/ радуйся, архиерею, отче священный.
Тропарь предпразднства
глас 4
Радость предобручает всем Анна ныне,/ печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/ Юже и приводит, молитвы исполняющи,/ днесь веселящися, в храм Господень,// яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.
Кондак предпразднства
глас 4
Веселия днесь/ вселенная исполнися вся/ в благознаменитом празднице/ Богородицы, зовущи:// Та есть сень Небесная.