Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь »  Месяцеслов »  Имена мужские »  И




Рейтинг@Mail.ru


Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский

Дни памятиАвгуст 30,  Сентябрь 2

Иоанн Постник Царьградский
Иоанн Постник Царьградский

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 - 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это - наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или "канонарии") из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне "с прочими святыми правилами" и номоканон его считался книгой, "принятой всей Православной Церковью". Преподобный Никодим СвятогорецЖитие.. Преподобный Никодим СвятогорецМолитвы включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую "Кормчую книгу" (Пидалион), изданную им в 1800 году.

Мефодий Моравский
Мефодий Моравский

Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным МефодиемЖитие.. Равноапостольный Мефодий, учитель СловенскийИкона. Святители Кирилл и МефодийМолитвыХрамы, одновременно с выполненным им переводом "Номоканона в 50 титулов" святого Патриарха Иоанна СхоластикаЖитие.. Святитель Иоанн Схоластик, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в "Устюжской Кормчей" (XIII) и был издан в 1902 году.

С XVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами-духовниками Святой Горы Афонской. В этом виде он неоднократно издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах). В Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к Требнику: при Патриархе Иоасафе - в 1639 году, при Патриархе Иосифе - в 1651 году, при Патриархе Никоне - в 1658 году. Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и славянским текстами и с подробным историческим и каноническим комментарием осуществил А. С. Павлов ("Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями". М., 1897).

[Жития] [Иконы] [Молитвы] [Храмы] [Святыни]

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU