Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.
Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
посвящается воспоминанию и прославлению события,
описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38).
Литургическое освещение праздника.
У древних христиан этот праздник носил различное
наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе,
Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только
в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О
праздновании его известно уже в III веке (см. слова св.
Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах
св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом
празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В
течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо
Богоматери, праздник был особенно возвеличен в
Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан,
митрополит Никейский, составили праздничные каноны,
которые и теперь поются Церковью.
Текст службы.
Песнопения праздника в mp3.
Всенощное бдение на праздник Благовещения
состоит из великого повечерия с литией,
утрени и 1-го часа.
Великое повечерие состоит из 3-х частей.
Каждая часть начинается чтением Приидите,
поклонимся и завершается особой молитвой.
На пение С нами Бог, пение тропаря и
кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции,
отверзаются царские врата.
По 1-м Трисвятом – тропарь праздника
Благовещения.
По 2-м Трисвятом – кондак праздника
Благовещения.
По Слава в вышних Богу – выход на литию.
Стихиры на стиховне - праздника.
На благословении хлебов – трижды тропарь праздника
На утрене:
Тропари на Бог Господь - дважды тропарь праздника,
Слава и ныне – тот же тропарь.
По полиелее поется величание праздника: Архангельский
глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с
Тобою.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.
Прокимен праздника, глас 4-й: Благовестите день от дне
спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви
песнь нову, воспойте Господеви, вся земля.
По 50 псалме поется стихира праздника.
Каноны праздника и трипеснцы Триоди.
На 9-й песни Честнейшую не поем, но поем припев
праздника Благовествуй, земле, радость велию, хвалите,
Небеса, Божию славу.
На хвалитех стихиры праздника.
Читается вседневное славословие.
Часы читаются
великопостные. В конце каждого часа и
изобразительных – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина.
На изобразительных Во Царствии
Твоем и прочее читается "скоро" (без пения
и поклонов).
Вечерня в соединении с
Литургией свт. Иоанна
Златоуста совершается "без кафизмы, и без
поклонов".
Читается 103-й псалом.
Стихиры на Господи воззвах - Триоди, праздника
и Архангела,
Слава и ныне - стихира праздника. Во
время пения стихир на Господи воззвах
заканчивается проскомидия.
Совершается вход с Евангелием.
После пения Свете Тихий - прокимен Триоди и 1-я
паремия Триоди; 2-й прокимен Триоди и 2-я паремия Триоди.
Затем – чтение двух паремий праздника
Поется Трисвятое, и далее Литургия
свт. Иоанна Златоуста.
Прокимен, глас 4: Благовестите день от дне
спасение Бога нашего. Стих: Воспойте
Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля.
Аллилуиа, глас 1: Снидет яко дождь на руно, и
яко капля каплющая на землю. Стих: Будет
имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя
Его.
Задостойник праздника – припев: Благовествуй,
земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу, и
ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже
коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице,
немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Причастен: Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище
Себе