* Если в субботу, 11 февраля, будет совершаться полиелейная служба свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, то на вечерне - паримии Триоди и святителя.
Литургия Преждеосвященных Даров.
По заамвонной молитве - молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.
Утреня Начинается с двупсалмия (псалмы 19,
20). После шестопсалмия и мирной ектении вместо вместо
Бог Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные
тропари гласа. Стихословятся 3 кафизмы – 13-я (псалмы
91-100), 14-я (псалмы 101-104 ), 15-я (псалмы 105-108
). Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди)
поются в соединении с библейскими
песнями. Читается вседневное
славословие. После молитвы Небесный Царю священник
читает молитву св. Ефрема Сирина
(с 16 поклонами).
Общие особенности великопостных
часов: на каждом часе по прочтении трех
обычных псалмов стихословится рядовая кафизма. На каждом
часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь
часа. В конце каждого часа произносится молитва св. Ефрема
Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к
ним присоединяются изобразительны и вечерня.
С древних времен Православная Церковь для особого,
благоговейного почитания св. Четыредесятницы как времени
строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия
полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и
воскресных дней, а совершает Литургию Преждеосвященных
Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее,
отличается от Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия
Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св.
Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св. Василия
Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии
Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения
Св. Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров начинается возгласом
священника Благословено Царство.
Стихословится 18-я кафизма (псалмы 119-133), разделенная
на три части - антифона. По каждом антифоне кафизмы на
вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.
Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого
Агнца на жертвенник. В это время все молящиеся в алтаре
становятся на колени. По благочестивому обычаю, во время
чтения 3-го антифона то же делают и все молящиеся в храме.
После кафизмы поются стихиры на Господи воззвах.
При пении последней стихиры на И ныне открываются
царские врата и совершается вход с кадилом. Поется
Свете Тихий.
Читается прокимен и паремия. По окончании
паремии поется второй прокимен.
После пения прокимна священник, взяв двумя руками кадило и
свещник со свечой, стоя лицом к Престолу, начертывает ими
знак Креста и произносит: Премудрость, прости, и
обратясь на запад к народу, воздвигает свечу с кадилом и
возглашает: Свет Христов просвещает всех. В это
время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом
Иисусом Христом - Светом истины, преклоняются до земли.
На пении Ныне силы Небесныя открываются царские
врата, молящиеся становятся на колени.
По окончании пения Верою и любовию полагаются три
поклона.
Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину
(это действие указывает, что Литургия Преждеосвященных
Даров неполная).
Запричастный стих: Вкусите и видите, яко благ Господь.
Аллилуиа (трижды).
Причащение народа совершается по обычному чину.
Младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова,
на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают.
После возгласа Спаси, Боже, люди Твоя, хор поет
Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ
Господь.
В субботу первой седмицы Церковь совершает память св.
великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился
епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить
христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором
Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но
употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим
воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден
Богу и что постящиеся находятся под особым
покровительством Божиим.
В конце Литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется
молебный
канон св. Феодору и благословляется коливо в конце
молебна.
Молитвы
Тропарь преподобного Лонгина Коряжемского
глас 1
От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Лонгина Коряжемского
глас 8
По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.
Тропарь преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах
глас 4
Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/ препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/ напитай и нас пищею духовною,/ моля Христа Бога/ о душах наших.
Кондак преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе,/ лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси,/ чудодейственне Прохоре./ Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль,/ имиже ты множество гладных препитал еси,/ тем тя чтем и ублажаем.
Тропарь священномученика Харалампия
глас 4
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 4.Подобен: К Богородице прилежно:
Страстотерпцу Харалампию приступим/ и образу его поклонимся, от сердца вопиюще:/ мучениче Харалампие и отче,/ от всякаго обстояния и всех бед своих раб избави нас,/ в церкве твоей выну пребывающих.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Пострадавый мужески и мученический надевый венец,/ священномучениче преславне Харалампие, / свобода раб твоих от губительства и всякаго зла,/ напастей и бед, святе,/ с любовию твое призывающих чудное имя.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 2
Молитвами твоими ко Господу/ от зол, бед, напастей свободи/ верно к тебе прибегающих/ и сетей избави вражиих,/ велий страстотерпче Харалампие.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 4. Подобен: Скоро предвари:
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Кондак священномученика Харалампия
глас 8
Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,// яко непобедимый.
Кондак священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 6. Подобен: Предстательство христиан:
Яко мученик и исповедник цвет,/ двойным венцем Христос тя увенча,/ возвеличив безчисленными чудесы на земли,/ но яко благодать Господню являя нам, / верно к тебе прибегающим, / даруй мир, помозй в напастех и лютых бедах,/ святейший Харалампие.
Тропарь благоверной княгини Анны Новгородской
глас 1
От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/ прияти Православную веру сподобилася еси,/ в нейже плод благославный Русской земле принесши,/ святая благоверная княгине Анно,/ Христа всем сердцем возлюбила еси,/ Того оправдания и законы хранящи;/ темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов оставление молитвами твоими приемлем.
Кондак благоверной княгини Анны Новгородской
глас 4
Днесь в светлой памяти твоей/ Великий Новград веселится,/ созывая всех верных светло праздновати память твою,/ и мы ныне, духовно ликовствующе,/ радостно славим тя и молим:/ святая благоверная княгине Анно,/ предстоя Святей Троице/ моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/ от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.