ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ » Календарь 2014 | |||||||||||||||||||||||||||
|
Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). 34 преподобномучеников Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578). Сщмч. Садока(Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342-344). Прп. Агафона, Папы Римского (682). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского (XIII-XIV). Прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского (1570) . Сщмч. Николая пресвитера. Евангельские ЧтенияНа 6-м часе: Ис. II, 3-11. На веч.: Быт. I, 24 - II, 3. Притч. II, 1-22.Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Третья часть). Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года"Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Прит. 2, 3-6). Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни. Некоторые особенности богослуженияОбщее понятие о великопостном богослужении. О поклонах во дни Святой Четыредесятницы. Текст службы в среду 1-й седмицы. Песнопения Триоди Постной. Великий канон прп. Андрея Критского (с русским переводом, mp3).
Утреня После шестопсалмия и мирной ектении вместо вместо Бог Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные тропари гласа. Стихословятся 3 кафизмы - 19-я (псалмы 134-142), 20-я (псалмы 143-150), 1-я (псалмы 1-8). Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди) поются в соединении с библейскими песнями. Читается вседневное славословие. После молитвы Небесный Царю священник читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Общие особенности великопостных часов: на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма. На каждом часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь часа. В конце каждого часа произносится молитва св. Ефрема Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к ним присоединяются изобразительны и вечерня.
1-й час
3-й час
6-й час
9-й час
Изобразительны Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. С древних времен Православная Церковь для особого, благоговейного почитания св. Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает Литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Св. Даров. Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров начинается возгласом священника Благословено Царство. Стихословится 18-я кафизма (псалмы 119-133), разделенная на три части - антифона. По каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения. Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени. По благочестивому обычаю, во время чтения 3-го антифона то же делают и все молящиеся в храме.
После кафизмы поются стихиры на Господи воззвах.
При пении последней стихиры на И ныне открываются
царские врата и совершается вход с кадилом. Поется
Свете Тихий. После пения прокимна священник, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит: Премудрость, прости, и обратясь на запад к народу, воздвигает свечу с кадилом и возглашает: Свет Христов просвещает всех. В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом - Светом истины, преклоняются до земли.
Читается вторая паремия.
На пении Ныне силы Небесныя открываются царские
врата, молящиеся становятся на колени. Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину (это действие указывает, что Литургия Преждеосвященных Даров неполная). Запричастный стих: Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды).
Причащение народа совершается по обычному чину. После возгласа Спаси, Боже, люди Твоя, хор поет Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ Господь. Великое повечерие Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие поется отдельно от вечерни. Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой. После обычного начала и 69 псалма читается Великий канон прп. Андрея Критского. По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского. Канон разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4 и прочее последование повечерия. После 90 псалма поется С нами Бог с припевом Яко с нами Бог на каждый стих, тропари День прешед. После Верую иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных»(поклон). И далее поются молительные стихи. После первого Трисвятого поются «велегласно и со сладкопением» тропари Просвети очи мои, Христе Боже. После второго Трисвятого поются тропари Помилуй нас, Господи. После третьего Трисвятого поются «велегласно и косно» (т.е. громко и медленно) Господи сил, с нами буди. После возгласа Боже, ущедри ны священник произносит молитву св.Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами).Во время чтения священником молитвы Владыко многомилостиве все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова Благословите, отцы святии. Молящиеся отвечают: Бог да простит ти, отче святый (или Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных). Священник, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: Помолимся о великом Господине и Отце нашем Молитвы
СлужбыСтатья на Православие.Ru |
|||||||||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||||||||||