Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Мф. 24, 3-35). Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный
патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в
Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем
прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на
смерть соотечественниками.
Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и
иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей
образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их
внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры
в благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и
всякая душа человеческая, не приносящая духовных
плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
По шестопсалмии и пении Аллилуиа вместо Троичных
тропарей поется тропарь Се Жених(трижды). Этим
тропарем Церковь напоминает нам о внезапном
пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному
бодрствованию.
Устав чтения Псалтири на Страстной седмице особый. По 3-ей
кафизме и седальна читается Евангелие.
Канон состоит только из Трипеснца Непроходимое волнящееся
море. Честнейшую
не поем. По 9-й песне поется светилен Чертог Твой(трижды). - В
этом светильне мы исповедуем перед Господом свое
недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте,
оставленной вне брачного чертога.
На всех часах и
Изобразительных читается кондак Триоди
Иаков рыдаше . На 3-м,
6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие
На Литургии Преждеосвященных
Даров после пения Да исправится и
3-х поклонов читается Евангелие.
Утреннее богослужение в Великий Понедельник в Сретенском
монастыре. Запись 2010г. 3-й, 6-й, 9-й часы,
изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных
Даров. Хор Сретенской Духовной семинарии.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 186:35 мин. Размер 89.6 Mb)
Вечернее богослужение. (Особенности богослужения см. в
Великий Вторник.) Запись 2010г.
Великое повечерие, утреня, 1-й час. Хор Сретенской
Духовной семинарии.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 187:33 мин. Размер 90.1 Mb)
Молитвы
Тропарь мученика Авраамия Болгарского
глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Ин кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 3
Укрепився, славне, любовию Господнею/ и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне,/ посрамил еси диаволя коварствия/ и пострадал еси даже до смерти,/ и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие,/ и оружником храбротаинник/ и участник Божия благодати.
Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 3
Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Ин тропарь, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 3
Двоице святая,/ правилоначальная, бывшая в церкви/ и в правиле иночестем возсиявшая светло,/ всечестнии канонарси,/ молите Христа Бога,/ да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.
Ин кондак, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 1
Канонаршествующе, честнии канонарси,/ и пение церковное поющим предводительствующее в церкви,/ подобистеся воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже житию подражавше, / и, с ними ныне ликующе, / поминайте ны, любовию хвалящих вас.
Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак преподобной Марии Египетской
глас 4
Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.