Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


25 мая ст.ст /
 7 июня н.ст.
27 мая ст.ст /
 9 июня н.ст.
Старый стиль
26Май
Воскресенье Новый стиль)
8Июнь
Неделя 8-я по Пасхе. Глас 7.
Поста нет.

Совершается служба великому праздникуДень Святой Троицы. Пятидесятница.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомАпп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Совершается служба на шестьМч. Георгия Нового (1515).

Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).

Евангельские Чтения

Утр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23. Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Дея. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12). Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки".

Некоторые особенности богослужения

В день святой Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

О празднике Святой Пятидесятницы. История праздника.

Бденная служба праздника совершается по Триоди.

Текст службы в Неделю Святой Пятидесятницы.

День Святой Троицы. Песнопения праздника.

Великая вечерня

«Блажен муж...» - вся кафизма.

Стихиры на Господи воззвахпраздникаMP3.

Читаются три паремии праздника - Книга Чисел XI, 16—17, 24—29, Книга пророка Иоиля II, 23—32, Книга пророка Иезекииля XXXVI, 24—28.

Совершается лития

Среди стиховных стихирMP3 – впервые после Великой Субботы — поется стихира: Царю Небесный MP3(она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на И ныне).

По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздникаMP3

Утреня

На Бог Господь поется тропарь праздникаMP3(дважды), Слава и ныне - тот же тропарьMP3.

По полиелее, величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником ТвоимMP3.

Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое.

Воскресение Христово видевше не поется.

Канонов праздника два: св. Космы Маиумского Понтом покры... и св. Иоанна Дамаскина Божественным покровен.... Катавасия после каждой песни — сначала ирмос 1-го канона (в первой песни — По́нтом покры́), затем 2-го (в первой песни — Божественным покрове́н)

На 9-й песни Честнейшую не поем. По традиции, припев к 9-й песни канона: Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.

Свят Господь Бог наш не поется.

Стихиры на хвалитех – праздникаMP3.

На Литургии поются антифоны праздникаMP3MP3MP3.

Входный стих: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

После малого входа – тропарь праздникаMP3 и кондакMP3.

Вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистесяMP3

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.MP3

Вместо Достойно поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Радуйся, ЦарицеMP3.

Причастен: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.

В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», в первый раз после Великой Субботы поется: Видехом свет истинный.

К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошенияMP3. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: Кто бог велийMP3

Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи). Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу.

Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна Кто бог велийMP3. Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...». Третья — после «Сподоби, Господи...».

В первой молитвеMP3, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих.
Во второй молитвеMP3 верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.
В третьей молитвеMP3, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших.

После каждого чтения бывает сокращенная малая ектения, начинающая прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

После молитв произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...» и поют стиховные стихирыMP3. Окончание вечерни – обычное, но отпуст — особый.

Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.

Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.

Молитвы

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

Божественным желанием от юнаго возраста/ весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах и постех образ быв добродетели,/ богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/ и Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/ пред нечестивыми турки проповедал еси,/ и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/ и мучителя ужасив,/ мучения венцем украсився, славне,/ к Небесным востекл еси ликостоянием,/ премудре Георгие./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое и спасти люди и град,/ иже твоя подвиги присно почитающия.

Ин тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

Божественною уязвлен любовию,/ премудре Георгие славне,/ Христа Бога нечестивым проповедал еси/ и злочестие турское ногами попрал еси;/ мучения же венцем украсився,/ к Небесным востекл еси ликостоянием./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое, град и люди,/ подвиги твоя присно почитающия.

Кондак мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 2

Вышния славы желая, многострадальне Георгие,/ агарянскую прелесть поплевав, попрал еси/ и победы венец приял еси,/ Ангелом ныне свеселяся и мучеником соводворяяся,/ с нимиже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Кондак мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4

Яко звезда пресветлая, явился еси непрелестная мирови,/ праведнаго солнца Христа возвещающи страдании твоими, страстотерпче,/ великий мучениче Христов Георгие,/ и прелесть погасил еси срацынскую,/ и Моамефова предания и законы под ногами твоими попрал еси,/ и беззаконнаго царя и мучителей ужасил еси крепким твоим терпением,/ и верным подаеши свет,/ моляся к Богу непрестанно/ о всех нас.

Тропарь апостола Карпа
глас 3
Апостоле святый Карпе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Карпа
глас 4
Яко звезду пресветлую,/ Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Карпе,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема,// спаси верою чтущих память твою.
Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца
глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»

Виктор Кутковой

Если бесполезно определять на рублевской иконе «Святая Троица» то или иное «Божественное Лицо», то зачем Рублев изобразил Ангелов в разных одеждах? Писали же их многие предшественники изографа именно одинаковыми. Но тут средний Ангел изображен в канонических одеждах Христа. Почему?

День Святой Троицы. Пятидесятница.
Евангелие о сошествии Духа Святаго

Святитель Николай (Велимирович)

Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло. Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить. Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить. Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно. Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни. Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.

О втором каноне Пятидесятницы

Диакон Владимир Василик

Вниманию читателей предлагается поэтический перевод второго канона Пятидесятницы преподобного Иоанна Дамаскина. Канон отражает богословие преподобного Иоанна Дамаскина, запечатленное в его трудах, в частности в «Точном исповедании православной веры».

Сайты храмов:

Абаканская епархия
Белгородская и Старооскольская епархия
Брянская епархия
Волгоградская епархия
Вятская и Слободская епархия
Донецкая и Мариупольская митрополия
Екатеринбургская епархия
Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия
Ижевская и Удмуртская епархия
Казанская и Татарстанская епархия
Кемеровская и Прокопьевская епархия
Красноярская епархия
Липецкая и Елецкая епархия
Московская епархия
Находкинская епархия
Нижегородская епархия
Новгородская епархия
Пермская и Соликамская епархия
Псковская и Великолукская епархия
Ростовская и Новочеркасская епархия
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия
Саратовская и Вольская епархия
Скопинская епархия
Сыктывкарская и Воркутинская епархия
Тамбовская и Мичуринская епархия
Тверская епархия
Тульская епархия
Туровская и Мозырская епархия
Ханты-Мансийская епархия
Чебоксарская и Чувашская епархия
Ярославская епархия
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU