ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ » Календарь 2014 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
День Святой Троицы. Пятидесятница. Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23. Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Дея. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12). Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки". Некоторые особенности богослуженияВ день святой Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. О празднике Святой Пятидесятницы. История праздника. Бденная служба праздника совершается по Триоди. Текст службы в Неделю Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы. Песнопения праздника. Великая вечерня «Блажен муж...» - вся кафизма. Стихиры на Господи воззвах – праздника. Читаются три паремии праздника - Книга Чисел XI, 16—17, 24—29, Книга пророка Иоиля II, 23—32, Книга пророка Иезекииля XXXVI, 24—28. Совершается лития Среди стиховных стихир – впервые после Великой Субботы — поется стихира: Царю Небесный (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на И ныне). По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздника Утреня На Бог Господь поется тропарь праздника(дважды), Слава и ныне - тот же тропарь. По полиелее, величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Воскресение Христово видевше не поется. Канонов праздника два: св. Космы Маиумского Понтом покры... и св. Иоанна Дамаскина Божественным покровен.... Катавасия после каждой песни — сначала ирмос 1-го канона (в первой песни — По́нтом покры́), затем 2-го (в первой песни — Божественным покрове́н) На 9-й песни Честнейшую не поем. По традиции, припев к 9-й песни канона: Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й. Свят Господь Бог наш не поется. Стихиры на хвалитех – праздника. На Литургии поются антифоны праздника. Входный стих: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. После малого входа – тропарь праздника и кондак. Вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Вместо Достойно поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Радуйся, Царице. Причастен: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», в первый раз после Великой Субботы поется: Видехом свет истинный. К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: Кто бог велий Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи). Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу. Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна Кто бог велий. Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...». Третья — после «Сподоби, Господи...».
В первой
молитве, возносимой Богу
Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают
прощения их и благодатной небесной помощи против
козней вражиих. После каждого чтения бывает сокращенная малая ектения, начинающая прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...» и поют стиховные стихиры. Окончание вечерни – обычное, но отпуст — особый. Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи). С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем. Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.RuСайты храмов: Абаканская епархия Белгородская и Старооскольская епархия Брянская епархия Волгоградская епархия Вятская и Слободская епархия Донецкая и Мариупольская митрополия Екатеринбургская епархия Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия Ижевская и Удмуртская епархия Казанская и Татарстанская епархия Кемеровская и Прокопьевская епархия Красноярская епархия Липецкая и Елецкая епархия Московская епархия Находкинская епархия Нижегородская епархия Новгородская епархия Пермская и Соликамская епархия Псковская и Великолукская епархия Ростовская и Новочеркасская епархия Санкт-Петербургская и Ладожская епархия Саратовская и Вольская епархия Скопинская епархия Сыктывкарская и Воркутинская епархия Тамбовская и Мичуринская епархия Тверская епархия Тульская епархия Туровская и Мозырская епархия Ханты-Мансийская епархия Чебоксарская и Чувашская епархия Ярославская епархия
|
|||||||||||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||||||||||||