Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2016


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
29Февраль
воскресенье Новый стиль)
13Март
Седмица cырная (масленица) - сплошная. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8.
Заговенье на Великий пост.
Из трапезы исключается мясо.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иоанна Кассиана Римлянина (435).

Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского, отшельника Нитрийского (V). Прмч. Феоктириста, игумена Пеликитского (VIII).

Девпетерувской иконы Божией Матери (1392).

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14-21.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Мф. 6, 14-21). "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, - и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом.

Некоторые особенности богослужения

Понятие о Подготовительных Неделях Великого поста.

Понятие о Триоди Постной.

В сырную Неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово» - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

На Литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17). Апостол же (Рим., зач.112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Текст воскресной служба Октоиха 8 гласа.

Текст службы Недели сыропустной.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и ТриодиMP3, на Славу - стихира Триоди Седе Адам прямо раяMP3, на И ныне - догматик текущего, 8-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне -  воскресные, на Славу - стихира Триоди Изгнан быстьMP3, на И ныне - Богородичен Октоиха.

По Трисвятом – Богородице ДевоMP3 (трижды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - воскресный текущего, 8-го гласа (дважды), Слава и ныне – Богородичен воскресный того же гласа.

Поется полиелейMP3.

На утрени, как и в предыдущие Недели - о блудном сыне и мясопустную, - после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) Хвалите имя Господне и Исповедайтеся Господеви, в последний раз поется псалом 136-й: На реках ВавилонскихMP3

Поются степенны и прокимен 8-го гласа.

По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово видевшеMP3.

После Еванге­лия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чув­ство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава:Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези(вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых.

В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми две­ри - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - поло­жена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множес­тво содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно свя­заны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блуд­ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Крестовоскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Яко по суху.

На 9-й песни поем ЧестнейшуюMP3.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и Триоди, на Славу – стихира Триоди Приспе времяMP3, на И нынеПреблагословенна еси.

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 8-я.

На Литургии:

Прокимен Недели сыропустной, глас 8: Помолитеся, и воздадите Господеви Богу нашему. Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.

Аллилуиа, глас 6: Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний. Стих: Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь.

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.

Текст службы.

Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимнаMP3 : Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю. Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос­та. В остальные недели - 1-ю, 3-ю и 5-ю - на вечерни поется другой великий прокимен: Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи.

Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

После стихир на стиховнеMP3, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропариMP3 с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св.Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.

После отпуста вечерни совершается Чин прощения:

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках Вавилонских...» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».

Молитвы

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина
глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина
глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Полуеретик или святой?

Диакон Павел Сержантов

Преподобный Иоанн Кассиан высказывал не просто свое богословское мнение, он выражал опыт монахов-исихастов – аскетический опыт синергии. Стараясь о своем спасении, исихасты видели и сознавали, что подвиг спасителен тогда когда в нем заодно действуют две силы – Божия и человеческая.

Слово в Прощеное воскресенье

Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

Мы собираемся в прощеный день в святые храмы для того, чтобы испросить друг у друга прощения в наших согрешениях и нанесенных друг другу обидах. Нужно обратить внимание на ту молитву, которую дал нам Господь Иисус Христос и которая всем нам очень хорошо знакома. Это молитва «Отче наш». Ведь что там сказано? Какими словами молимся мы? «И остави нам долги наша,– просим мы,– как и мы оставляем должником нашим».

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания.

Проповедь в прощеное воскресенье

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слава Тебе, Боже, что сподобились мы дожить до святого поста! Еще дается нам время опомниться. Еще изъявляется Господом готовность принять нас в родительские объятия помилования. Три недели молитвенно взывали мы: «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!». И вот, приблизилось сие спасительное покаянное время. Мы стоим у входа во святый пост – поприще покаяния и милосердия к нам Божия. Приступим же с дерзновением и внидем с желанием!

Проповедь на воспоминание Адамова изгнания

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Вот, если можно так сказать, такой же самой пошлой рекламе — «Вкусите и будете как боги!» — поддались и наши прародители. Нет ничего нового под солнцем.

Вопросы священнику о Великом Посте

Как положено поститься в Великий пост? Какие действия нежелательно совершать в период Великого поста? Как установить меру поста при телесной немощи? В чем смысл брачного воздержания во время поста? Если ребенок зачат во время Великого поста, риск рождения больного ребенка очень велик?

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище.

Что нужно делать в прощенное воскресенье?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Что нужно делать в прощенное воскресенье?

Великий пост

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Как нужно правильно поступать в прощеное воскресенье?

Иеромонах Иов (Гумеров)

В прощеное воскресенье принято у всех просить прощения. Как правильно это делать? Какие слова нужно произносить? Как вообще выглядит обряд или процедура прошения прощения?

Слово в день воспоминания Адамова изгнания

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Эта история не только про Адама, эта история – про каждого из нас. Церковь постоянно подсказывает нам. Внимательнее отнеситесь к этому. Церковь говорит: «В Адаме каждый из нас умирает, а во Христе воскресает». Церковь говорит в молитвах Божественной литургии и Василия Великого, и Иоанна Златоустого: «Ты от небытия в бытие привел еси и отпадшия возставил еси паки», – каждого из нас. (MP3 файл. Продолжительность 26:24 мин. Размер 12.7 Mb)

Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год.

Слово в Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

В нынешней нашей жизни слово «изгнанники» стало немножко романтичным, возвышенным, даже героическим. А для того, чтобы нам понять, что же такое тогда в те, первые времена, на заре человечества было это событие, что же произошло с нашими предками и со всем человеческим родом, нам надо понять истинное значение этого события и этих слов. (MP3 файл. Продолжительность 15:20 мин. Размер 7.4 Mb)

Колокольные звоны в период святой Четыредесятницы

Николай Завьялов

С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов.

Прощеный день.
Из воспоминаний детства

Священник С. Соколов

— Ну, ты, мать, прости меня… Мы с тобой много лишнего наболтали и нагрешили, а мне служить… — говорит он, утираясь полотенцем и тщательно протирая между пальцами. — Бог тебя простит, — кротко говорит бабушка, — ты меня прости. Дедушка зажигает свечу. Свеча плохо разгорается, и дедушка тихо поднимает ее и опускает, потом, защитивши огонь левой рукой, направляется в зал.

Неделя сыропустная. Евангелие о посте

Святитель Николай (Велимирович)

Пост делает человека крепким, решительным и дерзновенным – и пред людьми, и пред демонами.

Слово в Прощеное воскресенье. О прощении

Иеромонах Арсений (Писарев)

В последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из Рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами. (MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 5.3 Mb)

Вечерня с чином прощения в Сретенском монастыре

21 февраля / 6 марта. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Вечерня, чин прощения. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 57:46 мин. Размер 27.8 Mb)

Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя

С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости».

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели сыропустной

16 февраля / 1 марта 2014 г. Суббота сырной седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:53:13 мин. Размер 124.8 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю сыропустную

17 февраля / 2 марта 2014 г. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:10:11 мин. Размер 50.6 Mb)

Победить эгоизм

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. (MP3 файл. Продолжительность 11:02 мин. Размер 8 Mb)

Вечерня в Сретенском монастыре в Прощеное воскресенье

17 февраля / 2 марта 2014 г. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Вечерня, молитва на начало поста. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:20:27 мин. Размер 77.3 Mb)

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели сыропустной

8 / 21 февраля 2015 г. Суббота сырной седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:41:45 мин. Размер 116.5 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю сыропустную

9 / 22 февраля 2015 г. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:09:53 мин. Размер 50.4 Mb)

Закон вечной жизни и смерти

Вот закон жизни вечной и закон, одновременно, вечной смерти для нашей души: если мы не будем прощать согрешения нашим ближним, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших. (MP3 файл. Продолжительность 11:18 мин. Размер 8.2 Mb)

Вечерня с чином прощения в Сретенском монастыре

9 / 22 февраля 2015 г. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Вечерня, чин прощения. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 57:40 мин. Размер 41.6 Mb)

Главная задача Великой Четыредесятницы

Главная задача Великой Четыредесятницы – это внимательно посмотреть на свою жизнь, в свою душу, в отношения между нами и другими людьми, и понять, что же препятствует этой великой связи нашей души и Господа Бога? (MP3 файл. Продолжительность 12:28 мин. Размер 9 Mb)

В чем смысл прощеного воскресения? (+ВИДЕО)

Почему пост предваряется прощением? Кто и зачем прощает в этот день и сам просит прощение? И как связаны с прощеным воскресением евангельские чтения предыдущих недель?
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU