Православный Церковный календарь 2016 | ||||||||||||||||||||
|
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.На трапезе разрешается рыба. Некоторые особенности богослуженияПраздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». В честь праздника совершается всенощное бдение. Литургическое освещение праздника. История праздника. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Текст службы. Рождество Пресвятой Богородицы. Песнопения в mp3. На великой вечерне: Праздник Рождества Богородицы имеет на Господи воззвах две группы стихир, принадлежащим разным авторам. Первая группа стихир, т.е. 1-я, 2-я и 3-я стихиры, надписанные именем "Сергия патриарха", начинает обозрение празднуемого события с самых недосягаемых небесных высот. Стихиры усматривают в рождении Пресвятотй Богородицы прежде всего появление нового престола для Божества, появление нового неба (1-я стихира); затем, как бы спускаясь с неба ближе к земле, называют родившуюся чертогом Света, книгой Слова Божия, дверью Великого Первосвященника (2-я стихира); наконец, празднуемое событие воспевается и в его земной конкретности, как подобное прежним чудесным рождениям, хотя и превосходящее их рождение от неплодной Девы, Которая имела родить уже совершенно бессеменно (3-я стихира). Если первая группа стихир рассматривает празднуемое событие по его мировому (космическому) значению, изображает, что это событие сделало с миром в его целом, то вторая группа стихир суживает эту беспредельно-широкую точку зрения и останавливается на значении события для человечества, описывая все блага, дарованные через него "нам". Так, 4-я стихира "Днесь неплодная врата отверзаются" изображает полученные нами через празднуемое событие блага в общих чертах, как начавшееся плодородие божественной благодати и как соединение земного с небесным. 5-я стихира "Днесь всемирныя радости провозвещение" ближе указывает значение события для человечества в том, что с рождеством Богоматери окончилось неплодие человеческой природы через то, что она, чуждая Божией природе, как тварная, усвоена ею. 6-я стихира "Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу" рассматривает следствия события для человечества во временной перспективе, между двумя крайними пунктами времени: началом человечества и его бесконечным концом: как воссоздание человечества, даровавшее ему вместо заслуженного тления бесконечную жизнь. Читаются три паремии Богородицы. Первая паремия из книги Бытия (28, 10—17) — о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий. Вторая паремия (Иез. 44, 2-4) — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паремия (Притч. 9, 1-11) — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира. Совершается лития. Стихиры на литии рассматривают событие преимущественно с исторической точки зрения и главным образом по его значению для павших прародителей (это в каждой стихире); особенно стихиры останавливаются на том следствии, которое имело событие по отношению к смерти и жизни, к аду и раю; но одна стихира (2-я) занимается значением события для развития на земле девства и чистоты, прикровенно указывая на тесную связь этого подвига с чаянием вечной жизни. Стихиры на стиховне - Богородицы. По Трисвятом – трижды тропарь Богородицы На утрене: Тропари на Бог Господь - дважды тропарь Богородицы, Слава и ныне – тот же тропарь. По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея. Прокимен Богородицы, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. По 50 псалме поется стихира праздника. Первый канон праздника — святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй — святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия — ирмосы ближайшего великого праздника – Воздвижения: Крест начертав (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). На 9-й песни Честнейшую не поем, но поются припевы праздника: Величай душе моя, преславное рождество Божия Матере и другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию. На хвалитех - стихиры Богородицы, На Литургии: Антифоны поются изобразительные. Тропари по входе - тропарь Богородицы, Слава и ныне - кондак Богородицы. Поется Трисвятое
Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя
Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем
Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне
ублажат Мя вси роди. Вместо Достойно поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Чужде матерем девство Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября. Следующий день после праздника (9/22 сентября) посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне. Молитвы
СлужбыСайты приходов:Ізюмська єпархія:Абаканская епархия:Алатырская епархия:Анадырская и Чукотская епархия:Армавирская епархия:Архангельская епархия:Белгородская епархия:Белевская епархия:Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Борисоглебская епархия:Брестская епархия:Брянская епархия:Бузулукская епархия:Витебская и Оршанская епархия:Владивостокская епархия:Владикавказская епархия:Владимирская епархия:Вознесенська єпархія:Волгоградская епархия:Волгодонская епархия:Вологодская епархия:Воронежская епархия:Выборгская епархия:Выксунская епархия:Вятская епархия:Гатчинская епархия:Георгиевская епархия:Гомельская и Жлобинская епархия:Горлівська єпархія:Гродненская и Волковысская епархия:Даугавпилсская епархия:Дніпропетровська єпархія:Донецька єпархія:Единецкая и Бричанская епархия:Ейская епархия:Екатеринбургская епархия:Екатеринодарская епархия:Елецкая епархия:Иваново-Вознесенская епархия:Иркутская епархия:Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Казанская епархия:Каинская епархия:Калачевская епархия:Калужская епархия:Карагандинская епархия:Касимовская епархия:Кемеровская епархия:Кинешемская епархия:Кишиневская епархия:Київська єпархія:Клинцовская и Трубчевская:Конотопська єпархія:Корсунская епархия:Костомукшская епархия:Костромская епархия:Котласская епархия:Краснослободская епархия:Криворізька єпархія:Курская епархия:Ливенская епархия:Липецкая епархия:Лысковская и Лукояновская епархия:Магаданская и Синегорская епархия:Минская епархия:Могилевская и Мстиславская епархия:Московская епархия (городская):Московская епархия (областная):Мукачівська єпархія:Мурманская епархия:Муромская епархия:Нижегородская епархия:Новгородская епархия:Новогрудская и Лидская епархия:Новороссийская епархия:Новосибирская епархия:Ніжинська єпархія:Одеська єпархія:Омская епархия:Орловско-Болховская епархия:Пензенская епархия:Пермская епархия:Песоченская епархия:Петрозаводская епархия:Пинская епархия:Полоцкая и Глубокская епархия:Прешовская епархия:Псковская епархия:Ржевская епархия:Ростовская епархия:Рыбинская епархия:Рязанская епархия:Салехардская епархия:Самарская епархия:Санкт-Петербургская епархия:Саранская епархия:Саратовская епархия:Скопинская епархия:Смоленская епархия:Сыктывкарская и Воркутинская епархия:Сімферопольська єпархія:Тверская епархия:Тихвинская епархия:Тобольская епархия:Троицкая епархия:Тульская епархия:Тульчинська єпархія:Туровская и Мозырская епархия:Улан-Удэнская и Бурятская епархия:Урюпинская епархия:Усть-Каменогорская епархия:Уфимская епархия:Феодосійська єпархія:Ханты-Мансийская епархия:Харківська єпархія:Херсонська єпархія:Чебоксарская епархия:Челябинская епархия:Черкаська єпархія:Черногорско-Приморская епархия:Шадринская епархия:Шепетівська єпархія:Шуйская епархия:Южно-Сахалинская епархия:Якутская епархия:Яранская епархия:Ярославская епархия:Александровская епархия:Епархия не указана:Сайты храмов:Статьи на Православие.Ru
|
|||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||