Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и
заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной
по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения
мяса. Неделя мясопустная называется также Неделей о
Страшном суде, так как на литургии читается
соответствующее Евангелие (Мф.
25, 31-46).
В субботу мясопустную, перед
воспоминанием Страшного суда Христова, на котором
предстанут все живые и умершие, Церковь совершает
поминовение "всех от Адама и до днесь усопших во
благочестии и правой вере".
По неисповеданному Своему Промыслу Бог предопределил
разную кончину людям. "Подобает же ведати, —
говорится в Синаксарии, — яко не вси в пропасти
впадающий, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и
студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут:
сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда
одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим)
же по попущению, другая же (смерть) ведения ради и
прощения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных
бывают".
В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно
молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не
получили церковного отпевания или церковной молитвы:
"узаконенных псалмов и песнопений памяти не
получиша" (Синаксарий мясопустной субботы).
"Если бы все православные христиане стали молиться
исключительно только о своих сродниках и друзьях,
какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была
бы им благодать?.. И грешники любящих их любят ( Лк.
6, 32), и язычницы такожде творят (Мф. 5, 47), -
пишет свт.Афанасий (Сахаров). - А главное, при таком
порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о
любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих
продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или
десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и
не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, — а
дальше некому уже было бы поминать их". О смысле и назначении вселенских
родительских суббот.
Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании от отшедших
уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто
забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному
и мимотекущему.
"Приидите прежде конца вси, братие, персть нашу
видяще, и яко прах человек, снедь червием и тление, яко
сухия кости наше всяко (вовсе) не имущая дыхания. Во гробы
вникнем, где слава, где доброта (красота) зрака? Где
благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? или где
око? — вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех
нас" (суббота мясопустная, 1-я хвалитная
стихира).
Служба совершается по Октоиху и Триоди.
Текст службы субботы
мясопустной.
В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа
совершается вседневная
Вечерня, на которой
стихословится рядовая 18-я кафизма.
Стихиры на Господи воззвах поются из Октоиха и
Триоди, стихира на
Славу -Триоди: Плачу и рыдаю, на И ныне –
догматик текущего, 6-го гласа.
Вместо прокимна поется Аллилуиа на 8 глас с
заупокойными стихами.
Стихиры на стиховне поются из Октоиха, стихира на Славу -
Триоди: Начаток ми и
состав, Богородичен:
Молитвами Рождшия Тя
Христе.
По Трисвятом - тропарь Глубиною мудрости, Слава и
ныне - Богородичен Тебе и стену и
пристанище.
На утрене:
Вместо Бог Господь поется Аллилуиа с
заупокойными стихами и тропарями: Глубиною мудрости, Богородичен:
Тебе и стену и
пристанище.
Поются Непорочны (17-я кафизма-118 псалом),
разделяемая на 2 статии, В обычной практике на пение
Непорочных священник и диакон через царские врата
выходят на середину храма к заупокойному столу (тетраподу,
или "кануну").
1-я статия:начинается пением
Блажени непорочнии (поются первые два
стиха). Священник читает псаломские стихи, в это
время хор к каждому стиху поет тихо припев:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием
Твоим.
После первой статии произносится ектения об усопших (малая
заупокойная ектения).
2-я статия начинается с 94 стиха
- Твой есмь аз. Хор припевает к читаемым
стихам второй статии Спасе, спаси мя.
После второй статии сразу же поются тропари по
Непорочных Святых лик обрете источник
жизнис припевом:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием
Твоим. И бывает полное каждение всего храма.
Затем произносится заупокойная ектения и
поется седален: Покой, Спасе наш.
По 50-м псалме - канон.
На каноне, после 6-й песни - заупокойная ектения,
кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси,
Бессмертный. Диакон кадит тетрапод, иконостас,
священнослужителей и народ.
Читается вседневное славословие.
По Трисвятом - тропарь Глубиною мудрости, Слава и
ныне - Богородичен Тебе и стену и
пристанище.
На литургии:
По входе c Евангелием - тропарь: Глубиною мудрости, кондак: Со святыми упокой , Богородичен
Тебе и стену и
пристанище.
Прокимен, глас 6: Души их во
благих водворятся. Стих: К
Тебе Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя
уповах, да не постыжуся во век.:
Причастный стих: Блажени, яже избрал и приял еси,
Господи, и память их в род и род.