III . Книга пророка Исаии (XIX, 1, 3—5, 12, 16, 19—21)
Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф. И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет. Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят.
Здесь предсказание о тех бедствиях, которые грозят Египту, и о будущем обращении египтян к Господу. Как легкое облако, гонимое ветром, явится Господь в Египет, и выражением этого явления будут беды. Первая беда — междоусобная война. Все взбунтуются, разделится единое государство на 12 маленьких княжеств, каждое из которых будет стремиться подчинить себе соседнее. Все придут в замешательство, не зная, как спасти положение. Общее смущение вызовет особый интерес к чародеям, гадалкам (это в паремию не вошло, но можно понять, что выражает их «смятение духа»). Наконец, один из царей станет единодержавным и жестоким поработителем прочих. К бедствиям народа прибавится и обмеление Нила. Придется пить воду из рукавов Нила, где она уже смешивается с морской, горькой и неприятной на вкус. От всех этих бедствий избавиться не помогут никакие знания, которыми славился Египет. Признавшись в том, что нет своих человеческих сил избежать бедствия, египтяне волей-неволей согласятся с мыслью, что это все — наказание им от Бога. От такого признания страх и трепет пронзят их, и от страха постепенно они обратятся к истинному Богу, отказавшись от идолослужения. Придет время, и на месте капищ будут храмы Господу. Истинное богопочитание начнется с того момента, когда Бог пошлет как знамение спасение Человека, Который спасет их. Этим Человеком был Господь. Пророк Исаия кроме общих слов о спасении Египта, отмечал и такую особенность египетских христиан: среди них будут те, кто «обещают обеты Господеви и воздадят». Как известно, в Египте с четвертого века тысячами жили монахи. Эти строки читаются в праздник Сретения потому, что вскоре после посещения храма в Иерусалиме Св. Семейству пришлось бежать в Египет. Как облако, занесенное ветром, в спешке явился Богомладенец в Египет, спасаясь от зверства Ирода. Древнее предание говорит, что там, где останавливались Богомладенец с Матерью и Иосифом, падали идолы, разрушались капища. Господь стал для египтян провозвещенным Человеком как знамение близкого уже спасения. Проповедь апостолов приближала его, а подвиги монахов удостоверяли, что «ведом будет Господь египтяном».