Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии праздника Входа Господня в Иерусалим

III . Книга пророка Захарии (IX, 9—15)

   
 

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне. Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных. Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.

 
 

Здесь пророк говорит о Царе, Который спасет мир, но не силой оружия. То, что Он вступит в Иерусалим не на коне, а на осле, говорит о мирном характере Его входа, как и о всем Его Царстве, которое никого силой не подчиняет. Больше того: Он истребит все «средства ведения войны». Тогда это были луки, колесницы... Но нельзя в этом видеть пророчество о том мире внешнем, который ждали иудеи. Сам по себе мир не будет уделом народов, не умеющих хранить мир в душе своей, мир с Богом, мир с ближними, то есть не желающих жить по заповедям Божиим. Говоря о грядущем мире, пророк, обращаясь к кроткому Царю, говорит, что освободит и узников «кровью завета». Здесь не столько речь о рассеянных иудеях, которым не всегда хорошо жилось среди разных народов, сколько об узниках врага, противящегося Царю, то есть пленниках диавола. Иудеи хотели видеть реальное освобождение пленных иудеев от ига чужеземных властителей во дни Маккавеев как исполнение пророчества, но Церковь видит освобождение на все века и во всех народах душ плененных диаволом. Пророк использует доступные и известные сравнения с нападением на неприятеля, а Церковь в этих сравнениях видит предзнаменование духовной победы Царства Божия, победоносной силы слова Евангелия над умами и сеpдцами. Так воспринимали и апостолы древние прообразы, о чем говорил апостол Павел во Втором послании к Коринфянам (X, 4—5).

Эти строки читаются в праздник Входа в Иерусалим потому, что слова пророка исполнились и буквально (Царь вошел в столицу как кроткий и спасающий Владыка Сил Небесных), и прообразовательно, открывая возможность каждой верующей душе выйти из мрака неведения к Богу своему, Который даст ей жизнь и радость с Ним.

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU