Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии Великой Субботы

II . Книга пророка Исаии (LX, 1—16)

   
 

Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей. Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим? Так, Меня ждут острова и впереди их — корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

 
 

Пророк предсказал светлое будущее Иерусалима, когда город разрушили халдеи, храм сожгли, жителей отвели в плен. И в такой обстановке пророк говорит: «Светися, светися Иерусалиме...», то есть празднуй, ликуй. Эти слова Церковь слышит в пасхальном каноне преп. Иоанна Дамаскина, который в словах проpока Исаии увидел предчувствие пасхальной радости Hовозаветной Церкви. Отдельные выражения проpока Исаии преп. Иоанн брал дословно, некоторые несколько изменил. Главное осталось: предвидение пророка исполнилось в Церкви, собравшей «чада своя от запада, и севера, и моря, и востока...» Пророк говорил, что в Иерусалим не просто вернутся жители, не только будут стекаться народы и племена, но и богатства народов обогатят Иерусалим. Так как большинство готово было видеть только буквальное исполнение пророчеств, то при виде стад овец, караванов верблюдов, золота, драгоценных камней, ладана в храме будут и славословить Господа, и бояться потерять все эти блага. Кроме указания на соседние народы, приносящие в храм жертвы и сокровища, пророк предвидит и жителей островов, спешащих на поклонение в Иерусалим. Каких именно? Тех, которые находились на западе от Палестины. Островитян и жителей побережья Средиземного моря обслуживали корабли фарсийские (Фарсис — карфагенская колония в Испании). Отдельные пророческие предвидения исполнились буквально, например о том, что иноземцы воздвигнут стены храма и города. По указу царей Кира и Дария многие иностранцы восстанавливали Иерусалим. Пророк обращает внимание своих современников на необходимость покаяния, которое гнев Божий прелагает на милость. В еще большей степени о покаянии должны заботиться христиане. Как Иерусалим будет день и ночь встречать гостей, приносящих свои дары, так Hовозаветная Церковь открыта каждому всегда и ждет не вещественных сокровищ, а поклонения Богу в духе и истине. Все пророчества обнимают сразу два плана: историческое предвидение восстановления храма и города, что было дорого современникам пророка, и более далекое — торжество Церкви Нового Завета, которое рисовалось в отдаленном будущем знаковыми образами и сравнениями. Например, в упоминании о славе Ливана, которая придет в кипарисе, певге (сосна) и кедре, можно видеть не только использование дорогих пород дерева в строительстве храма, но и славу Церкви, которая дается ей силою pаспятого Христа на кресте. Указание на то, что сыновья тех, кто разорял Иерусалим и храм, придут и поклонятся «следам ног Твоих» не только буквально исполнилось, когда поработители приходили в Иерусалим на поклонение, но в большей степени исполнилось в истории Церкви и исполняется до сих пор. Также и заключительные слова этой паремии более относятся к Церкви, долгое время гонимой (и не только в первые века христианства), но в силу обетования Христова навеки неодолимой.

Эта паремия о славе Иерусалима читается потому в Великую Субботу, что в день Пасхи совершилось в Иерусалиме то, что стало славой Церкви Христовой — Светлое Христово Воскресение. И оно же сделало Иерусалим священным для всех христиан городом, куда веками со всех сторон стекались паломники.

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU