Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии Великой Субботы

III . Книга Исхода (XII, 1—11)

   
 

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.

 
 

Здесь повествуется об установлении пасхальной жертвы. Моисей объявил народу, что Бог повелел каждой семье (или объединившимся родственникам, соседям, чтобы было всех не менее 10 и не более 20 человек) приготовить ягненка (в случае нужды козленка), и всем в одно время, на закате, принести его в жертву. Кровью жертвенного агнца надо было помазать косяки и двери, чтобы в тот момент, когда Ангел-губитель поразит первенцев египетских, первенцы иудеев были живы. Зачем было так повелено делать? Чтобы иудеи помнили, что и они заслужили наказание у Бога, но спасет их от него смиренное сознание вины и надежда на милость Божию. Сама по себе кровь жертвенного животного не могла их избавить от гнева Божия. Ее значение и сила — только в прообразе страданий до крови Божественного Искупителя. Далее, агнца полагалось испечь на огне целиком и съесть в одну ночь, чтобы не осталось ничего. Есть надо было вместе с опресноками и горькими травами, что символизировало горькую участь евреев в Египте. К тому же надо было есть агнца семьей за столом, и очень быстро, быть одетым во все одежды путника, взяв в руки жезл (как делают жители Востока, готовясь в путь). Остатки необходимо было сжечь.

Эту паремию читают в навечерие дня Пасхи для того, чтобы яснее стал смысл прообразов и исполнение их в лице Господа Иисуса Христа. Как пасхальный агнец должен быть непорчен и чист, так и Господь был совершен как Бог и Человек. Как кровь агнца избавляла от губительства, так и крестная жертва Сына Божия спасала всех верующих от гнева Божия. Как съедение пасхальной жертвы было знаком объединения всех надеждой на Бога, выводящего из плена на свободу, так и общение с Господом в евхаристии вводит в вечноблаженную жизнь. Как опресноки и горькое зелье было необходимо древним, так и для жизни с Богом необходимо пережить горечь самоотвержения в борьбе с искушениями от плоти, мира и диавола. Как иудеям надо было есть свою пасху «на ходу», так и христиане должны помнить, что здесь они только странники и пришельцы, а истинное их отечество — на небесах.

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU