И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской. Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.
Здесь речь о совершении 3-ей Пасхи после исхода из Египта (первая — перед Исходом, вторая — на Синае). Совершать ее Бог повелел в цветущем оазисе, перед Иерихоном, тогда, когда еще обетованная земля была в руках врагов. В этой земле, которую они еще не завоевали, но считали своей, израильтяне пользовались запасами хананеев. В манне не было нужды, и она перестала появляться. Хананеи предпочитали не сталкиваться с евреями, отсиживались за прочными стенами Иерихона. Пасха кончилась, и Иисус Навин решил осмотреть Иерихон. Пока он думал о завоевании неприступного города, перед ним оказался незнакомец. В руке его был обнаженный меч. Важно было сразу определить: «наш ли или от супостатов наших?». Оказалось, это Архистратиг Силы Господней, то есть глава воинства небесного. Иисус кланяется с выражением готовности сделать все, что небесный вождь повелит. В ответ на это слышит, во-первых, повеление снять обувь, так как здесь не просто перед ним один из Ангелов, а Владыка Ангелов. Иисус мог по аналогии вспомнить то же повеление Моисею из купины, где прозвучало имя Бога Авраама, Исаака и Иакова. Убедившись в явлении ему Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), Иисус Навин благоговейно снял обувь.
Эта паремия читается в навечерии Пасхи потому, что описывает Пасху, завершающую сорокалетнее странствие евреев в пустыне. Теперь было все другим: вместо походной жизни — своя земля перед глазами; вместо манны — хлеб; вместо лишений и тревог — законный праздник. Явление же Архистратига Иисусу Навину вспоминается теперь Церковью как предзнаменование близости надежной защиты в лице Господа, победившего ад и смерть силой Своего крестного страдания и Воскресения.