Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии Великой Субботы

VII . Книга пророка Софонии (III, 8—15)

   
 

И так ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

 
 

Здесь пророк говорит о суде над всеми народами, о возрождении Израиля и распространении истинного богопочитания. Обличая израильтян в развращении, Бог через пророка говорит, что все нечестивцы, народ или отдельный человек, дождутся своего наказания. Нельзя указывать на кого-то, кто не заботится об искоренении своего нечестия, но живет без особых бед. «Потерпи до времени Воскресения, которое будет началом суда над всем нечестием земли». Но суд этот будет не окончательным уничтожением неведущих Бога народов или кланяющихся идолам (не только в прямом смысле, но и входящих сюда же рабов своих страстей), а началом спасения для всех, кто поверит Богу и от души будет служить Ему. Христианство, вспыхнувшее как «свет во откровение языков», в день Сошествия Св. Духа стало достоянием всех народов, и открылась возможность истинного единомыслия и богопочитания. Иудеи, рассеянные по всему миру, могут среди христианских народов стать христианами, и уже никто не станет укорять их из-за ненависти к учению Христову, хотя храм их в Иерусалиме не будет их национальной гордостью и предметом превозношения над другими. Те, кто войдут в Церковь Христову (из иудеев), будут кротки, смиренны, благоговейны, правдивы, спокойны (без суетливости и пустословия), прямодушны. Такими качествами отличались члены первохристианских общин. Они же, по пророчеству Софонии, будут всеобщим достоянием. Тогда можно понять, почему дочь Сиона и Иерусалима призывается к радости. Это обращение включает всю Церковь Христову, где всякий верный Христу может радоваться от всей души уже потому, что Христова победа над грехом снимает с верующих гнет грехов (при покаянии), защищает от врагов не только внешних, но и внутренних, враждебных адских сил. Больше того, Господь приближается настолько, что пророк говорит: «Воцарится Господь посреде тебе», то есть Господь будет царствовать среди близких Ему и уже никто не причинит им никакого зла.

Эта паремия читается в Великую Субботу потому, что всемирное распространение христианства было результатом жертвы Христа Спасителя, Его крестной смерти и Воскресения. Блаженный Августин и Иероним в словах «потерпи Мене в день воскресения Моего» видят пророчество о тридневном воскресении Христовом, которым начинается «суд миру сему» (Ин. XII, 31).

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU