Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии Великой Субботы

XI . Книга пророка Исаии (LXI, 1—9)

   
 

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы*, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их — среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.

 
 

Здесь Исаия пророчествует о Христе, который даст людям свободу от угнетающих зол, и прославляет Hовозаветную Церковь.

«Дух Господень на Мне», — сказал Исаия, и эти же слова Господь повторил в Евангелии, добавив, что «днесь сбыстся писание сие» (Лк. IV, 21). Речь о Духе здесь потому, что Христос как Человек получил полноту благодати Св. Духа для предстоящего общественного служения (при крещении на Иордане) и исполнил Его необходимыми при служении дарами: ведением пророка, святостью первосвященника и могуществом царя. Все эти способности Он явил не в видимом могуществе, а в благовестии нищим (т. е. смиренным, о которых сказано: «блажени нищии духом»), исцелении сокрушенным (т. е. скорбящим о своем духовном бессилии и греховности, которую не одолеть собственным усердием), отпущении пленных (т. е. мучившихся в плену греха и диавола), исцелении слепых (т. е. тех, кто ослеплен неведением истины, заблуждением и суеверием). Как результат Своего посланничества Христос объявляет всем, что Ему дано провозгласить «лето Господне приятно». Для иудеев с таким понятием «приятного лета» был связан каждый 50-й год, когда по закону Моисея рабам давали свободу, должникам прощали долги, заложившим что-то возвращали залог. Естественно, этому все радовались. И вот Христос, вспоминая пророческие слова, говорит о новом лете, которое наступит для верующих в Него. Евреи скорее способны были воспринимать сказанное как обещание здешних благ. Господь же говорил о том, что Его Царство открыто тем, кто внутренне готов измениться. Кто же о главном нерадит, тот не сможет ни понять, ни представить себе даже, о чем речь. Когда пророк от лица Божия говорит о веселии вечном, то это о той радости духовной, которая знакома только тем, кто в общении с Богом найдет вечное блаженство.

В Великую Субботу эта паремия читается потому, что через смерть Спасителя исполняется предреченное пророком о радости верующих в Евангелие.

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU