Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Св. Писание »  Библия » 




Рейтинг@Mail.ru


Паремии Великой Субботы

XII . Четвертая книга Царств (IV, 8—37)

   
 

В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей:«вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей. И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер. И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла, и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь. Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо. И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе. И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка. Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» — Она сказала: здоровы. Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне. И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»? И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.

 
 

Здесь повествуется о рождении сына у сонамитянки и его воскрешении Елисеем.

Пророк Елисей любил пребывать на горе Кармиль, но как общественный деятель должен был отлучаться, переходя с места на место. В одном из своих путешествий он втретил знатную жену города Сонам, которая его упросила зайти к ней отдохнуть и подкрепиться. Она, заметив, что он время от времени появляется в этих краях, сказала мужу, что он человек Божий и следовало бы ему устроить небольшую горницу (надстроив свой дом так, чтобы был отдельный вход в горницу для удобства пророка). Такое усердие удивило Елисея, и он, позвав хозяйку дома, спросил у нее о том, чем бы ее отблагодарить. Нет ли у нее жалоб или просьбы, ведь к Елисею относился хорошо Израильский царь Иорам, и он мог бы замолвить словечко за нее. Но ни обид, ни особых желаний не было у сонамитянки. Елисей спросил у слуги: «Что бы сделать для такой усердной и гостеприимной женщины хорошего?» Слуга обратил внимание на то, что у нее нет сына. Елисей позвал ее снова и сказал, что через год в это же время она будет держать на руках сына. Так и случилось. Через несколько лет во время жатвы мальчик пожаловался отцу, что болит голова. Отец велел слуге проводить его к матери, на руках которой он умер. Мать не сказала ничего мужу, просила только дать ей осла и слугу, чтобы съездить к пророку. Муж удивился, что она собирается к пророку ни в субботу, ни в праздник (был обычай посещать пророков в такие дни), но она обещала позже ему рассказать все. Поспешив к пророку, женщина надеялась на чудо. Елисей увидел ее, послал слугу узнать, не случилось ли беды у нее, но слуге она ничего не сказала, только Елисею кратко намекнула на происшедшее. Пророк послал слугу в ее дом с жезлом своим, наказав возложить на умершего мальчика. Мать его умолила Елисея пойти с ней (видимо, не доверяя слуге). Елисей пошел. Слуга сделал все, как велел Елисей, но мальчик не шевельнулся. Тогда Елисей вошел в комнату, где был умерший, закрыл дверь и стал молиться. После молитвы, прильнув к мальчику, дунул и заметил, что тот стал согреваться. Блаженный Феодорит замечает, что Творец, дунув, сотворил несуществующую душу, а пророк, дунув, вернул душу мальчика. Елисей семь раз склонялся к мальчику, молясь о нем, пока тот не открыл глаза. Елисей вернул его матери.

Эта паремия в Великую Субботу читается потому, что воскрешение отрока пророком было явлением силы Божией, но не в той мере, какая дана была Самому Господу. Он воскрес Своим могуществом, о котором сказал: «Имею власть отдать ее (жизнь Мою) и власть имею опять принять ее» (Ин. X, 18). Сравнивая ветхозаветные воскрешения с Воскресением Христовым, можно судить о превосходящей силе Господа Спасителя, воскресшего Своим могуществом.

 
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU