Праздник Крещения Господня, или Богоявления,
называется еще днем Просвещения и праздником Светов
— от древнего обычая совершать накануне его (в
Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в
сущности, духовным просвещением.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов
(Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а
также во многих стихирах и тропарях праздника.
Литургическое
освещение праздника.
История
праздника.
Текст службы.
Песнопения праздника в mp3.
Всенощное бдение на праздник Крещения
(как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день
седмицы он ни случился, состоит из великого повечерия с
литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно
начинаться «при часе же 10-м
нощи», т. е. по нашему счислению – в
4 часа утра (см. Типикон, 6 января). Перед его началом
бывает благовест и трезвон во вся кампаны.
Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество
Христово: великое повечерие оканчивается литией с
переходом к утрени.
Великое повечерие состоит из 3-х частей.
Каждая часть начинается чтением Приидите,
поклонимся и завершается особой молитвой.
Великое повечерие совершается следующим образом. Священник
с диаконом, облачившись, творят начало, как во все
Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон,
подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на
солею, После возгласа священника: «Благословен Бог
наш...» чтец читает обычное начало и прочее
последование великого повечерия. В это время священник
вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в
начале всенощного бдения. По окончании каждения царские
врата закрываются.
После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем
псалмы 24-й, 30-й и 90-й.
Хор поет С нами Бог.
Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец
будущего века).
Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и
после конечного стиха заключает пением: С нами
Бог.
Чтец: День прешед, Верую. Затем —
Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас,
грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и
Архангел молите и т.д.
Далее — Трисвятое по Отче наш.
Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и
других хор поет тропарь праздника (царские врата на
время пения тропаря открываются).
Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую
и заключительную молитву св. Василия Великого:
Господи, Господи.
К первой части примыкает краткая вторая
часть повечерия.
Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву
Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор
поет кондак праздника (царские врата на
время пения кондака открываются).
Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую
и заключительную молитву: Владыко Боже Отче
Вседержителю.
Третья часть состоит из славословий и
хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Чтец:
Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается
вседневное славословие.
Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание
великого повечерия здесь опускается).
После литии – стиховные стихиры
праздника. По Ныне
отпущаеши — тропарь праздника (трижды),
благословение хлебов и псалом 33-й.
Утреня.
После шестопсалмия, на Бог Господь —
тропарь праздника (трижды), затем
– кафизмы и полиелей.
По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче
Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в
водах Иорданских.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.
Прокимен, глас 4: Море виде и
побеже, Иордан возвратися вспять. Стих:
Что ти есть море, яко побегло еси? и
тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?
По 50-м псалме вместо Молитвами поется:
Слава: Всяческая днесь да
возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И
ныне — тот же стих. Помилуй мя, Боже и
стихира по 50-м
псалме.
Канонов
два: св. Космы Маиумского — Глубины открыл
есть дно и св. Иоанна Дамаскина — Шествует
морскую волнящуюся бурю.
На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон с кадилом
перед местным образом Божией Матери поет первый припев:
Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву
Пречистую Богородицу. Хор поет ирмос: Недоумеет
всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и
премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру
приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан
еси Предстательница, Тя величаем. (В русском
переводе: Никакой язык (человеческий) не в силах
восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский)
ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как
благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь:
ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы
величаем).
Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является
задостойником на литургии (до отдания праздника
включительно).
К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й
песни поются свои припевы.
На хвалитех - стихиры праздника.
Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздника.
В конце утрени – праздничный отпуст: Иже во
Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради
спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя
Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко
Благ и Человеколюбец.
Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Поются антифоны праздника.
Входный стих — праздника: Благословен Грядый во
Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог
Господь, и явися нам. (Входный стих на литургии, по
Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом.
Входный стих является особенностью богослужения Господских
двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой
седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа.)
По входе — тропарь праздника. Слава, и
ныне — кондак праздника.
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа
крестистеся»
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и
причастен — праздника.
Вместо Достойно поется задостойник праздника —
припев: Величай, душе́ моя и ирмос:
Недоумеет всяк язык (и до отдания
праздника).
По заамвонной молитве, по обычаю, – великое
освящение воды, как в навечерие. (Чин
великого освящения воды)
По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед
иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют
тропарь праздника, Слава, и
ныне – кондак праздника и, по обычаю,
величание. Во время
целования Креста все окропляются святой водой.
Попразднство Крещения Господня бывает 8 дней – с
7/20 по 14/27 января. Во все дни попразднства —
наряду со стихирами и каноном праздника (они поются
первыми) – поются стихиры и канон святого Минеи. На
литургии во все дни попразднства до отдания включительно
(кроме воскресных дней) после входа поется Приидите,
поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, во
Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа.