Святое Богоявление.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
История праздника
Как было уже сказано в разделе,
посвященном истории праздника Рождества
Христова, начало празднования Богоявления
относится к временам апостольским. О нем
упоминается и в Постановлениях Апостольских,
где говорится: «Богоявления праздник да
празднуют, понеже в тот день бысть явление
Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу
в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде
голубине, показавшу предстоящим
Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн.
8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения
Господня и ночное перед этим праздником бдение
(богослужение) указывает Климент
Александрийский. В Ш веке свои беседы на
Богоявление составили священномученик Ипполит
Римский и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые
отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий
Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст,
Августин и многие другие оставили нам свои
глубоко назидательные поучения, произнесенные
ими в праздник Богоявления.
Святые отцы — Анатолий,
архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и
Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и
Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны,
а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф
Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие
песнопения на праздник Крещения Господня, до сих
пор поющиеся в день праздника.
При праздновании Крещения между
Восточной и Западной Церквами не было той разницы,
которая существовала при праздновании Рождества
Христова. Праздник Богоявления в Восточной и
Западной Церкви с одинаковой торжественностью
всегда праздновался 6 января.
Как уже было сказано, до IV века
Крещение и Рождество праздновались совместно 6
января, и отделение праздника Рождества Христова и
перенесение его празднования на 25 декабря
произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января,
кроме указанных событий, воспоминала и другие, в
которых отражено Божественное достоинство и
посланничество Иисуса Христа — как при
рождении Его, так и при вступлении Его на
проповедь после Крещения, а именно: I) поклонение
волхвов как свидетельство откровения Иисуса Христа
миру языческому посредством чудесной звезды (от
этого воспоминания и сам праздник Богоявления в
Западной Церкви получил название «праздника
трех царей»; в Восточной Церкви оно хотя и
входило в состав событий праздника, но ничем в
службе праздника не выразилось); 2) явление
Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его
на браке в Кане Галилейской и 3) в том же смысле
(в Африканской Церкви) чудесное насыщение Христом
Спасителем 5000 человек.
Версия для печати