(Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31). "Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!"
Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением,
являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального
дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с
греческого - «вместо Пасхи»).
Богослужение этого дня посвящено, главным образом,
воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в
том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих
пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды
- Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой
искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог
мой».
В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские
врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем
тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел
еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.
В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не
поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.
Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется
стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование.
Восстанавливается обычная структура всенощного бдения,
часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей).
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые
начинаются с возгласа священника, а также перед началом
шестопсалмия трижды поется или читается Христос
воскресе.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи
воззвах, стихиры на литии, стихиры на
стиховне - Триоди.
По Трисвятом - тропарь праздника Запечатану
гробу (трижды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - тропарь праздника
Запечатану
гробу (дважды) , Слава
и ныне - тот же тропарь.
По полиелее тропари Ангельский собор не поются.
По Евангелии - Воскресение Христово
видевше трижды (так во
все воскресные дни до отдания Пасхи).
Канон праздника Антипасхи. Катавасия - Воскресения день
(ирмосы пасхального канона).
На 9-й песни Честнейшую не поем (так во все
воскресные дни до отдания Пасхи).
Стихиры на
хвалитех - Триоди.
Часы читаются обычные, трехпсалмные; по
возгласе троекратное Христос воскресе. Трисвятое и прочее (на 3-м
и 9-м часе). Царю Небесный не читается. На
часах - тропарь и кондак праздника.
На Литургии:
По возгласe Благословено Царство - Христос воскресе (трижды). На пение
тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.
Поются антифоны изобразительны.
По входе - тропарь Запечатану
гробу. Слава, и
ныне - кондак Любопытною
десницею.
Прокимен, глас 3-й: Велий Господь наш и велия крепость
Его, и разума Его несть числа. Cтих: Хвалите
Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится
хваление.
Вместо Достойно есть поется задостойник Ангел вопияше и
Светися, светися
Причастен: Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога
твоего Сионе.