(Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8). Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.
Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до
Пятидесятницы – семь: 1-я Неделя — Пасхальная,
2-я — Фомина, 3-я — святых жен-мироносиц, 4-я
— о расслабленном, 5-я — о самаряныне, 6-я
— о слепом, 7-я — святых отцев Первого
Вселенского Собора.
По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы
относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа,
вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим
апостолам и ученикам.
Третья Неделя по Пасхе носит название
Недели святых жен-мироносиц. Святая
Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе
побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу
Христову и Его славному Воскресению, весть о котором
удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.
В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу
учеников особенно трогательными чертами описывается
великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и
Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с
милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?»
Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла,
сострадания и любви Господь вложил в душу женщины,
которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и
самопожертвования, если она будет жить во Христе и со
Христом, как заповедует апостол, «в неистлении
кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4).
Понятие о Цветной Триоди.
Текст службы Недели 3-й по
Пасхе.
Неделя жен-мироносиц. Песнопения
праздника.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах - воскресные и
праздника, на Славу
поется стихира Триоди, на И ныне -
догматик текущего, 2-го гласа.
Стихиры на литии - праздника.
Стихиры на стиховне - поется одна стихира воскресная
и стихиры Пасхи, На Славу -
стихира праздника, на И ныне -
Пасхи.
По Трисвятом - тропарь Богородице Дево
(трижды)
На утрене:
Тропари на Бог Господь - тропарь воскресный
Егда снизшел
еси (дважды) ,
Слава - тропарь праздника Благообразный
Иосиф, И ныне - ин
тропарь праздника Мироносицам женам.
Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю
кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.
Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на
литургии (Мк., зач. 69-е) этой Недели и повествующее о
погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам,
поучает нас, что вера и усердие не остаются без
вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было
вознаграждено прежде всего радостной вестью им о
Воскресении Его, а затем и явлением Его Самого. Поступок
же «благоразумного Иосифа, положившего тело Господа
в новом гробе, — говорит св. Григорий Нисский,
— да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар
Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца,
исполненном мертвых костей и всякой нечистоты».
По Евангелии - Воскресение Христово
видевше трижды (так во все
воскресные дни до отдания Пасхи).
Каноны: Пасхи и праздника (Недели жен-мироносиц).
Катавасия Пасхи - Воскресения день
(ирмосы пасхального канона).
На 9-й песни Честнейшую не поем (так во все
воскресные дни до отдания Пасхи).
По 9-й песни поется ексапостиларий Пасхи Плотию уснув
Стихиры на хвалитех поются воскресные, на Славу -
стихира евангельская
(2-я), на И ныне – Преблагословенна
еси
На Литургии:
По возгласe Благословено Царство трижды поется
Христос воскресе. На пение тропаря, по традиции,
отверзаются царские врата.
Поются антифоны изобразительны.
По входе - тропарь воскресный Егда снизшел
еси. тропарь праздника
Благообразный
Иосиф, Слава -
кондак праздника Триоди Радоватися мироносицам,
И ныне - кондак Пасхи Аще и во гроб.
Прокимен, глас 6: Спаси Господи люди Твоя, и
благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи
воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.
Вместо Достойно есть поется задостойник Ангел вопияше и
Светися, светися
Причастен Пасхи Тело Христово приимите, источника
безсмертнаго вкусите и воскресный: Хвалите
Господа с небес, хвалите Его в вышних.