Православный Церковный календарь 2016 | ||||||||||||||
|
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха (IX). Прмч. Иннокентия (1928). Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Евангельские ЧтенияНа 1-м часе: Евр., 303 зач., I, 1-12. Мф., 2 зач., I, 18-25. На 3-м часе: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 5 зач., II, 1-20. На 6-м часе: Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3. Мф., 3 зач., II, 1-12. На 9-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Мф., 4 зач., II, 13-23. Лит. - Евр., 303 зач., I, 1-12. Лк., 5 зач., II, 1-20.Литургия св. Василия Великого. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Мр. 10, 23-32). Услышав слово Господа о неудобстве богатым войти в Царствие Божие, ученики подумали: "кто же может спастись?" Господь сказал на это: "человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу". Невозможно отрешиться от корыстолюбия без благодатного воздействия на сердце; невозможно сладить и со всяким другим пристрастием, и со всем грехом живущим в нас, и со всем его порождением без благодати Божией. благодать Божия дается, по вере в Господа, в таинствах св. Церкви. Держись же крепче св. Церкви Божией и всех ее учреждений, и сила Божия, пособствующая на всякое добро, всегда будет присуща тебе. Только при этом всегда помни, что осветительные и животворные эти учреждения - средства, а не цель; потому и проходи их только для того, чтобы под действием их оживить и попитать сокрытые в тебе благодатные силы, и исходить потом на делание свое мужем крепким, готовым на всякое благое дело. Если удержишь принятое в себе и не дашь тому исхода в делах благих, будешь не прав; равно, как неправ тот, кто чуждается всего церковного. От неправых ревнителей благочестия самый строй благочестной жизни подвергается нареканию: но это не отнимает значения у этого строя и не оправдывает умствователей, чуждающихся его на сем только основании. (Мр. 10, 23-32). Услышав слово Господа о неудобстве богатым войти в Царствие Божие, ученики подумали: "кто же может спастись?" Господь сказал на это: "человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу". Невозможно отрешиться от корыстолюбия без благодатного воздействия на сердце; невозможно сладить и со всяким другим пристрастием, и со всем грехом живущим в нас, и со всем его порождением без благодати Божией. благодать Божия дается, по вере в Господа, в таинствах св. Церкви. Держись же крепче св. Церкви Божией и всех ее учреждений, и сила Божия, пособствующая на всякое добро, всегда будет присуща тебе. Только при этом всегда помни, что осветительные и животворные эти учреждения - средства, а не цель; потому и проходи их только для того, чтобы под действием их оживить и попитать сокрытые в тебе благодатные силы, и исходить потом на делание свое мужем крепким, готовым на всякое благое дело. Если удержишь принятое в себе и не дашь тому исхода в делах благих, будешь не прав; равно, как неправ тот, кто чуждается всего церковного. От неправых ревнителей благочестия самый строй благочестной жизни подвергается нареканию: но это не отнимает значения у этого строя и не оправдывает умствователей, чуждающихся его на сем только основании. Некоторые особенности богослуженияКанун праздника Рождества Христова — 24 декабря — называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого. Последование часов, певаемых в Навечерии Рождества Христова. Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паремию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения. Великие часы заканчиваются чином изобразительных. Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службы. После обычного начала, 103 псалма, великой ектении поются стихиры на Господи воззвах (параллельный русский перевод, mp3). Совершается вход с Евангелием. Поется прокимен великий, глас 7: Кто Бог велий, яко Бог наш.... Читаются восемь паремий (параллельный русский перевод, mp3), подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением. Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Чис. 24, 2-18) о звезде от Иакова, третьей — пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой — пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой — пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха — Иеремии — в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36-38; 4, 1-4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паремии — пророчество Даниила (2, 31-45) о нерукосечном камне. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)1. После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паремий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Поется прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Читается Апостол и Евангелие. Сугубая ектения и далее по чину Литургия свт. Василия Великого. Вместо Достойно - О Тебе радуется. После отпуста вечерни выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника (параллельный русский перевод, mp3), после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. Молитвы
СлужбыСайты приходов:Храм Евгении Мученицы в скиту Андрея Первозванного пос. Агафонов луг (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Храм мц. Клавдии с. Купава (Урюпинская епархия) Храм свт. Николая Мирликийского в Кленниках г. Москва (Московская епархия (городская))
Статьи на Православие.Ru |
|||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||